Языковой омбудсмен Тарас Креминь в фейсбуке поздравил педагогов с началом августовских конференций к началу нового учебного года и рассказал о языковых проблемах в учебных заведениях.
К теме Сколько чиновников не сдали экзамен по государственному языку и какой у них уровень украинского
По его словам, языком обучения в учебных заведениях является государственный язык. Однако для ликвидации русскоязычного обучения прошло не так много времени, поэтому до сих пор в некоторых школах или вузах можно услышать русский.
В некоторых учебных заведениях с украинским языком обучения, особенно на востоке и юге Украины, образовательный процесс, в частности во внеурочное время, все еще может осуществляться на негосударственном языке,
– написал Креминь.
Об этом стало известно из жалоб и обращений, поступающих в адрес Секретариата Уполномоченного. Так, только за последние полгода к ним поступило свыше 2 тысяч сообщений о нарушении языкового закона, из них 80 обращений касались сферы образования:
- Есть факты, что учителя общаются с учениками на государственном языке, а на переменах или внешкольных занятиях, педсоветах или родительских собраниях говорят на русском языке.
- Кроме того, поступили обращения относительно общения на русском языке во время обучения в Одессе, Черкассах, Киеве, Харькове, Херсоне.
"Мы продолжаем фиксировать нарушения языкового законодательства преподавателями и профессорами различных национальных университетов, которые в своих публичных выступлениях игнорируют государственный язык", – заявил Креминь.
Уполномоченный по защите государственного языка убежден, что для популяризации и лучшего знания истории становления родного языка в учебных заведениях должны быть созданы музеи украинского языка. Они уже разработали Концепцию будущего такого музея.
Было бы хорошо, чтобы такие выставочные экспозиции смогли заработать как в вузах, так и в школах. Тогда каждый ребенок еще со школьной парты имел бы возможность узнать, как зарождался украинский язык и какой путь запретов ему пришлось преодолеть,
– добавил Креминь.
Он также отметил, что из-за отсутствия обучения на украинском языке в отдельных районах Донбасса, а также в Крыму – это весомое препятствие для поступления в украинские вузы.
К слову, опросы показывают, что около трети украинцев дома разговаривают только на украинском языке. Чуточку меньше общаются и на украинском, и на русском. А исключительно на русском говорят дома лишь 11% украинцев. Детали – читайте в статье.
Текст публикации Тараса Креминя:
Поздравляю коллег-педагогов со стартом традиционных августовских конференций, которые являются предвестниками начала нового учебного года. Сегодня образование, как фундамент созидания личности, играет важную роль в укреплении статуса украинского языка как государственного.
Для образовательных реформ знаковыми стали законы, которые были приняты в течение 2017 – 2020 годов. Среди них – Закон "Об образовании", Закон "О профессиональном прыдвысшем образовании", Закон "О полном общем среднем образовании", а также Закон "Об обеспечении функционирования украинского языка как государственного", в котором 21 статьей определено, что языком образовательного процесса в учебных заведениях является государственный язык.
Как один из соавторов всех этих документов, хочу отметить, что именно они усилили роль украинского языка как государственного в одной из самых главных сфер общественной жизни — в сфере образования.
Однако для ликвидации последних "пароксизмов" русскоязычного обучения прошло не так много времени. И сегодня в некоторых учебных заведениях с украинским языком обучения, особенно на Востоке и Юге Украины, образовательный процесс, в том числе во внеурочное время, все еще может осуществляться на негосударственном языке. Об этом свидетельствуют те жалобы и обращения, которые поступают в адрес секретариата Уполномоченного.
За последние полгода в Секретариат поступило 2 126 сообщений о нарушении языкового закона, из них 80 обращений, а это 3,8%, касались сферы образования и науки. В частности, поступили обращения о применении негосударственного языка в образовательном процессе в Одессе, Черкассах, Киеве, Харькове, Херсоне. Мы продолжаем фиксировать довольно резонансные факты нарушения языкового законодательства преподавателями и профессорами разных национальных университетов, которые в своих публичных выступлениях игнорируют государственный язык.
Кроме того, имеют место факты, когда во время учебно-воспитательного процесса учителя, педагогические работники общаются с учениками на государственном языке, а на переменах, внешкольных занятиях, во время заседаний педагогических советов, проведения родительских собраний пользуются негосударственным языком. Надеюсь, что эта тенденция будет уменьшаться, и учителя почувствуют свою ответственность за утверждение украинского языка как государственного.
Убежден, что для более широкой популяризации и лучшего знания истории становления родного языка в учебных заведениях должны быть созданы музеи украинского языка. Мы вместе с Академией педагогических наук Украины разработали Концепцию будущего такого музея. Было бы хорошо, чтобы такие выставочные экспозиции смогли заработать как в учреждениях высшего образования, так и на школьном уровне. Тогда каждый ребенок еще со школьной парты имел бы возможность узнать, как зарождался украинский язык и какой путь запретов и притеснений ему пришлось преодолеть, чтобы наконец утвердиться в статусе государственного.