Ведь параллельно с обучением детей и их воспитанием в процессе этого учителя получают десятки обязательных задач "сверху" – приобщиться к какой-то активности, отчитаться и разместить это все на веб-сайте заведения. Об этом информирует 24 Канал со ссылкой на сообщение образовательного омбудсмена Надежды Лещик.
Смотрите также Часть воспитателей детсадов таки получит "учительскую тысячу"
Какие мероприятия для учеников перегружают учителей
Поэтому, по словам Лещик, риторическим является вопрос о том, получают ли от этого пользу участники образовательного процесса и не нарушает ли это автономию учебного заведения, педагогическую свободу и принципы образовательной деятельности.
В Офисе образовательного омбудсмена при этом пытались ориентировочно выяснить количество мероприятий в сфере общего среднего образования, которые предусмотрели провести с учениками в течение 2025 года. Поэтому:
- Памятные даты и юбилеи – 485.
- Всеукраинские и международные организационно-массовые мероприятия с детьми и учащейся молодежью – 274.
- Другие Международные и Всеукраинские конкурсы для учащихся – посчитать количество достаточно трудно.
- Физкультурно-оздоровительные, спортивные мероприятия и спортивные соревнования – 518 (часть мероприятий ориентирована на студентов).
- Мероприятия, предусмотрены областными программами и планами на уровне области, района и общины.
- Мероприятия, организованы институтами гражданского общества (общественными организациями, благотворительными фондами и т.д.), представителями бизнеса.
- Мероприятия, которые проводят для учеников общественные организации, благотворительные фонды могут проводиться при участии или сотрудничестве с властью.
- Мероприятия, которые организуют и проводят по инициативе самого учебного заведения или во исполнение его локальных актов, например, планов заведения.
Как видим, количество мероприятий, к которым привлекаются учащиеся учреждений общего среднего образования, очень значительное и рассчитано преимущественно на учебный год, продолжительность которого составляет 170 дней. При этом мероприятий, которые организуются в заведении по собственной инициативе его педагогического коллектива не так и много, потому что времени, возможностей и ресурсов на это практически не остается,
– отметила образовательная омбудсмен.
Кроме писем “сверху” на участие учеников и учителей в конкурсах могут влиять и требования по аттестации педагогических работников.
Смотрите также Директора и их заместители будут участвовать в сертификации
Как происходит воспитательный процесс в школах
Часто проведение активностей в учебных заведениях приравнивают к проведению воспитательного процесса. Он в школах должен происходить постоянно: как во время учебных занятий, так и вне их.
Воспитание не должно сводиться только к торжественным линеек, акций, конкурсов, конференций – большинство необходимых и важных ценностей формируются у ребенка собственно во время учебных занятий. Весомая роль в воспитательном процессе принадлежит всем учителям. Чтобы они выполняли такую роль хорошо, они должны иметь свободное время и академическую свободу и возможность самостоятельно решать, какие активности для воспитательной работы будут уместными, а какие – не смогут достичь ее цели,
– отметила Лещик.
І добавила, что воспитательная работа – это еще -енное количество мероприятий. Зато мероприятия, которые организуют вне учебных занятий, должны происходить не под принуждением приказов сверху. Зато учебные заведения получают письма – провести то или иное мероприятие и отчитаться по этому поводу.
Статус этих писем, как правило, рекомендательный, однако выполнение на практике часто происходит по принуждению. К сожалению, упомянутые письма нарушают педагогическую свободу и автономию учебных заведений. В результате и эффективность такой планируемой вверху работы низкая, ведь часто предлагаемые форматы такой работы вызывают сопротивление как у педагогов, так и родителей и учеников,
– говорит образовательная омбудсмен.
В то же время отмечает, что сквозной воспитательный процесс – не означает отказаться от внеклассных активностей. Они должны быть, но как такие, что органично дополняют сам процесс обучения, а не наоборот.
Поэтому Надежда Лещик готовит письмо в органы власти о целесообразности проведения такого количества конкурсов и с просьбой пересмотреть их количество, чтобы уменьшить нагрузку на педагогов и учебные заведения.