На первый взгляд, тренд имеет вид шутки: школьники иронично отрицают смысл школьных предметов. Об этом сообщила кандидат исторических наук Татьяна Швыдченко в фейсбуке, отмечает 24 Канал.

Смотрите также Учителя не хотели с ним работать: школьник из Франковска поражает мотивацией, победами и знаниями

Среди подростков распространяется опасный тренд в тиктоке

Основные тезисы тренда, которые распространяют подростки в соцсети, такие:

  • Не учим историю, потому что не живем прошлым.
  • Не учим химию, потому что достаточно знать реакции в Instagram.
  • Не учим физику, потому что у нас свои законы.
  • Не учим английский, потому что мы патриоты.
  • Не учим географию, потому что дорогу домой знаем.
  • Не учим алгебру, потому что на карте минус.

Тренд имеет все признаки спланированного информационного воздействия. Показательно, что он зародился в российском сегменте TikTok, где распространялся еще в 2024 году в похожем формате и ритмике, с таким же набором фраз. Украинские дети подхватили этот тренд, часто не осознавая его происхождения и сейчас он вирусится как на частных аккаунтах, так и на страницах учебных заведений,
– объясняет Швыдченко.

И добавляет: получился очень удачный и дешевый инструмент воздействия на молодое поколение украинцев. Почему дешевый, потому что применили его сначала в российской среде, где обесценивание знаний – культурная норма.

Подростки подхватили опасный тренд в тиктоке: пример

Почему этот тренд такой опасный

Специалист объясняет: в России давно укоренилась модель дегуманизации образования, враждебности к западной культуре, научной критики и плюрализма. Обучение используется как инструмент пропаганды, а не развития. В Украине же образование является одним из базовых каналов формирования национальной идентичности.

Знание истории, языка, культуры – важные элементы гражданского становления, совместно с другими предметами они помогают формировать интеллектуальную рефлексию как составляющую национальной безопасности. И этот российский тренд действует на наших детей иначе, он размывает роль образования как источника силы: история становится "неважной", английский "непатриотичным", наука "ненужной",
– уточняет историк.

Это все, по ее словам, создает среду подражания чужим культурным кодам без понимания их происхождения. Говорится о смещении фокуса патриотизма с ответственности и развития на поверхностную иронию. При этом к этому привлекают ботофермы, которые работают по собственным алгоритмам, имитируют "украинское" оформление аккаунтов, но транслируют скрытые враждебные месседжи.

Это удар по наименее защищенной аудитории – детям, и одновременно буквально по будущему нации. Потому что это работа на долгосрочное истощение коллективного иммунитета, размывание ценностей и подрыв национальной безопасности,
– говорит Швыдченко.

И добавляет: самое важное – почему украинские дети подхватили этот контент и представляют его как собственный. Во-первых: тому, кто потребляет русскоязычный контент, подтягиваются именно такие видео. Украинские дети знают русский, многие из них общаются на нем, и большинство не воспринимает русскоязычный контент как враждебный и опасный. Во-вторых – нехватка альтернативы. Украинского подросткового контента, который был бы стильным, мемным и "своим", все еще недостаточно.

Фахичиня объясняет, что этот тренд – воплощение подросткового бунта. Именно поэтому его форма так эффективна. И именно поэтому он опасен. Запущенный из российской информационной среды и подстроенный под TikTok-культуру, тренд выглядит невинно. Но именно в этом его сила. Через шутки постепенно стирается уважение к образованию, истории, критического мышления.