Укр Рус
22 мая, 16:04
4

Реформа старшей школы: в МОН ответили на самые распространенные вопросы учеников

Основні тези
  • С 2027 года ученики в Украине могут выбирать профили обучения в старшей школе.
  • Реформа старшей школы направлена на устранение разрыва в качестве образования и адаптацию к изменениям на рынке труда.
  • В Министерстве образования и науки Украины ответили на самые распространенные вопросы учеников о реформе.

С 1 сентября 2027 года ученики в Украине будут воплощать в жизнь реформу старшей школы. Ученики старших классов смогут выбирать профили обучения и предметы / курсы – в зависимости от интересов и будущей профессии.

Об этом информирует 24 Канал со ссылкой на Министерство образования и науки Украины. В ведомстве при этом разъяснили детали изменений.

Смотрите также От чего зависит начало летних каникул в школах Украины

Каждый выпускник 9 класса будет иметь выбор:

  • поступить в академический лицей, выбрать профиль и готовиться к обучению в университете;
  • поступить в профессиональный или профессиональный колледж, получить специальность одновременно с общим средним образованием и быстрее выйти на рынок труда.

В академических лицеях ученики будут выбирать профиль обучения, а также:

  • предметы в рамках профиля;
  • предметы вне профиля – те, что для них интересны.

Чтобы старшеклассники имели широкий выбор предметов, в учебном заведении должно быть достаточно учеников на параллели. Это позволяет формировать больше учебных групп, а значит – предлагать различные профили и курсы. Большее количество учеников также означает широкий круг сверстников, с которыми можно учиться и развиваться вместе.

Именно поэтому лицейские классы (10 – 12) должны быть организованы в отдельных учебных заведениях. Такой формат помогает лучше адаптироваться к психологическим и образовательным потребностям учащихся. Кроме того, обособленность лицеев сделает организацию образовательного процесса более удобной, ведь:

  • можно будет преподавать курсы по модульному принципу (например, в течение нескольких месяцев, а не в течение года);
  • организовывать сменные группы, а не постоянные классы, когда ученик весь год учится с теми же подростками;
  • иметь помещение для создания большого количества групп, а следовательно, и широкого выбора предметов и курсов.

В "Профильной" появляется 10 адаптационный класс. В течение этого года ученики будут привыкать к новой среде и профилю. И если что-то не понравится, – смогут изменить выбор на 11 и 12 классы.

Смотрите также Сколько лицеев сформируют на Закарпатье в рамках реформы старшей школы

Планирование сети лицеев учитывает их доступность. Максимальное расстояние – до 30 километров, во многих случаях – 10 – 20 километров. Лицеи не имеют закрепленной территории обслуживания.

К ним организуют подвоз учеников. За организацию и оплату подвоза учеников к академическим лицеям отвечает местная власть.

В исключительных случаях, если расстояние до лицея превысит 30 километров, при лицеях создадут пансионы.

Школы с 1 – 9, 5 – 9 или 1 – 4 классами продолжат работу. А начальные остаются максимально приближенными к местам проживания учащихся, как это и есть сейчас.

Реформа "Новая украинская школа" закреплена в законодательстве и длится уже 8 лет. "Профильная" – лишь один из этапов большой реформы. В 2018 году изменения начались в начальной школе, сейчас продолжаются в 5 – 7 классах. И уже с 2027 года реформа начнется в старшей школе.

Смотрите также "Защита Украины" в школах будут преподавать по-новому

Причина 1. Разрыв в качестве и доступности образования между учениками из городов и сел согласно международному исследованию качества образования PISA – 2022:

  • почти 5 лет обучения – в чтении;
  • более 4,5 года – в математике;
  • почти 4 года – в естественно-научных дисциплинах.

Причина 2. Технологический прогресс меняет рынок труда

Новые профессии постоянно появляются, а к старым обновляют требования. Школа должна готовить учеников к будущему.

Причина 3. Подход к образовательному процессу требует обновлений

Учебные программы, техническое оснащение и подходы к обучению должны соответствовать времени и адаптироваться к потребностям учащихся.

Согласно исследованию КМИС, проведенным по запросу МОН и Швейцарско-украинского проекта DECIDE, 63% старшеклассников хотят выбирать предметы, 67% – приобретать умения, которые понадобятся в жизни.