Российские "Шахеды" теперь оснащают камерами. Об этом сообщает 24 Канал со ссылкой на Associated Press.
Смотрите также Черниговщина оказалась под атакой дронов: вспыхнул пожар, враг попал по дому
Как Россия пытается нарушить железнодорожные перевозки в Украине?
Когда в начале месяца российские беспилотники попали в железнодорожную станцию Шостка на северо-востоке Украины, последствия были тяжелыми: погиб 71-летний мужчина, по меньшей мере восемь человек были ранены, а вагоны пригородных поездов оказались сожженными и поврежденными осколками.
Этот инцидент – один из последних примеров волны ударов по железнодорожной инфраструктуре, которая, по оценкам украинских чиновников, активизировалась с середины лета. Цель таких атак – дестабилизировать транспортное сообщение в приграничных регионах, лишить людей доступа к железной дороге и усложнить военно-логистические маршруты.
Во время нападения в Шостке, расположенной менее чем в 70 километрах от российской границы, два взрывоопасных дрона попали в два пригородных склада. По словам Александра Перцовского, гендиректора Укрзализныци, нынешние атаки отличаются не только частотой, но и точностью: теперь враг целится в отдельные локомотивы, используя усовершенствованные Shahed.
Руководители железнодорожных служб гордятся тем, что удается быстро восстанавливать работу, однако специалисты и аналитики предупреждают о серьезной угрозе, связанной со стремительным прогрессом в возможностях ударных беспилотников и ростом темпов атак. Если раньше железнодорожники сообщали в среднем об одном инциденте в неделю, то с середины лета эта частота выросла до двух-трех случаев еженедельно.
Однако публично задокументированные случаи – лишь часть общего количества атак на объекты, связанных с железной дорогой: это может включать повреждение линий электропередач, подстанций, путей, станций и сопутствующей инфраструктуры. По словам вице-премьера Алексея Кулебы, с августа зафиксировано около 300 ударов по железнодорожной инфраструктуре, то есть примерно 10 в неделю.
Железная дорога играет критическую роль в экономике и логистике страны: более 63% грузоперевозок и 37% пассажирских перевозок осуществляются по железной дороге, а также она обеспечивает экспорт зерна и металлургической продукции к портам и границам и прием военной помощи от партнеров.
Российские войска этим летом оснастили дальнобойные ударные дроны камерами и радиомодемами, которые дают прямую видеосвязь оператору и позволяют корректировать траекторию в реальном времени. Это значительно повышает точность поражения по сравнению с предварительно запрограммированными беспилотниками. Такие изменения делают локомотивы особенно уязвимыми: они медленные и движутся по предсказуемым маршрутам. По словам эксперта Сергея Бескрестнова, модифицированные дроны могут преодолевать до 200 километров вглубь Украины.
Украинские службы также фиксировали варианты "Гераней" (российских копий иранского Shahed) с гражданскими камерами и модемами – свидетельство того, что Москва активно тестирует и совершенствует технические решения. Камеры позволяют не только корректировать прицел, но и выявлять системы ПВО и оценивать нанесенные повреждения.
Наряду с физическими ударами железнодорожная инфраструктура подвергалась и кибернападениям: в марте хакерская атака вывела на неделю из строя онлайн-продажу билетов и ряд сервисов оператора.
Ремонтные бригады работают интенсивно: обломки от взрывов вывозят за считаные часы, а коммунальные службы часто восстанавливают электро- и водоснабжение в течение суток после многих ударов. Железнодорожные команды также оперативно чинят пути: как вспоминал мастер ремонтной бригады Максим Шевчук, 12 метров разрушенных рельсов в Киеве восстановили за полдня.
Однако последствия атак уже отражаются в статистике: по данным Госстата, объемы грузовых перевозок по железной дороге с января по август 2025 года снизились на 11,7% по сравнению с прошлым годом, а перевозки пассажиров упали на 4,2%. Старший экономист Наталья Колесниченко назвала влияние негативным, но незначительным благодаря этим шагам по адаптации.
"Шахеды" теперь способны бить по движущимся целям
Россия использовала новую модификацию "Шахедов" с ночной оптикой для атаки на украинский железнодорожный эшелон, перевозивший топливо, на расстоянии 150 – 200 км от границы на Черниговщине.
Дрон имеет иранское происхождение и оснащен мощным мини-компьютером Nvidia Jetson Orin, способным обрабатывать видео и выполнять задачи автономного распознавания целей.


