4 июня – опера "Наталка-Полтавка" (Лысенко)
Премьера "Наталки Полтавки" состоялась на сцене Национальной оперы в июле 2012 года к 170-летию со дня рождения Николая Лысенко. И это уже девятая постановка на сцене театра. Главный режиссер Анатолий Соловьяненко в содружестве с Мирославом Скориком предложили свою редакцию оперы. Скорик несколько сократил увертюру, в оркестр ввел новые музыкальные инструменты, обогатили музыкальную фактуру, основываясь на музыкальном материале Лысенко.
Анатолий Соловьяненко отметил, что, обращаясь к опере, он в первую очередь думал о подрастающем поколении:
Именно с этого произведения начинается у детей школьного возраста знакомство с украинским оперным театральным искусством. Надеюсь, в нашей интерпретации опера стала ярче и выразительнее. В постановке я сместил акцент от тоски, слез и страданий к светлому, жизнерадостному быту. Я пытался дать опере положительную окраску, обратить внимание на украинские обряды, наполнить спектакль юмором и душевностью.
8 июня – балет "Корсар" (Адан)
Через пятнадцать лет после "Жизели", которая вместе с "Сильфидой" открыла новую романтическую страницу в балетном театре, Адольф Адан создал произведение, которому суждено было стать классикой жанра. Прославленный композитор написал балет по поэме Байрона "Корсар" на либретто Сен-Жоржа, который неоднократно сотрудничал с Аданом.
Постановка романтического балета Адана, осуществленная известным танцовщиком Виктором Яременко на сцене Национальной оперы, была посвящена 75-летию киевского балетного коллектива. Яременко создал новую сценическую редакцию и бережно сохранил жемчужины первоисточника, одновременно творчески используя опыт петербургского хореографа, глубокого знатока балетного наследия профессора Петра Гусева, который еще в начале 1950-х годов сделал смелый шаг к превращению преимущественно пантомимических мужских ролей в ярко танцевальные. В постановке Яременко появилось немало новых оригинальных хореографических эпизодов. К тому же он в свое время исполнял главную партию – известное па-де-де Яременко из "Корсара", которое он с успехом танцевал на всех континентах, принесло ему победу и Золотую медаль на Международном конкурсе артистов балета в Японии.
9 июня – опера "Турандот" (Пуччини)
"Турандот" – опера, которая стала лебединой песней великого композитора Дж. Пуччини, остается такой же близкой и желанной как для певцов, так и для зрителей, как один из бессмертных шедевров музыкального искусства.
Премьера "Турандота" должна была состояться в апреле 1925 года, но смерть композитора отдалила ее на год. Заключительные эпизоды оперы вскоре были дописаны по эскизам покойного автора его учеником, молодым композитором Франко Альфано. Впервые опера прозвучала 25 апреля 1926 в театре Ла Скала.
Для воплощения "Турандота" на сцене Национальной оперы по инициативе Посольства Италии в Украине в 2003 году был приглашен известный во всем мире итальянского режиссера Марио Корради. Отмечая высокий профессиональный уровень киевской труппы, маэстро Корради с особым восторгом говорил о работе художника-постановщика Марии Левитской, подчеркнув, что ей удалось удивительно изящно передать особый сказочный китайский колорит спектакля.
10 июня – опера "Норма" (Беллини)
Среди всех музыкальных произведений, которые создал Винченцо Беллини, оперу "Норма", что уже более 180 лет с неизменным успехом идет на различных оперных сценах мира, не зря считают истинным шедевром музыки. Один из музыкальных критиков XIX века писал о ней: "Из всех произведений Беллини именно в этой опере объединились глубокая реалистичность, мелодичное разнообразие и наиболее интимные чувства". По иронии судьбы этим критиком был ни кто иной как Рихард Вагнер. Сам автор этого бессмертного произведения считал, что "Норма" – это лучшее, что он создал в жизни.
Премьера "Нормы" в Национальной опере Украины состоялась в 2007 году.
11 июня – балет "Дон Кихот" (Минкус)
Сюжет знаменитого романа Сервантеса привлекал хореографов давно. Счастливой оказалась судьба балета, созданного выдающимся хореографом XIX века Мариусом Петипа.
Встреча Людвига Минкуса с Петипа в большой степени определила его дальнейшую судьбу и, видимо, благодаря ей, он вошел в историю музыки прежде всего как композитор. Творческое содружество Петипа и Минкуса, началось именно с работы над "Дон Кихотом". Минкус хорошо знал законы балетного театра и был в своем деле профессионалом высокого класса. Петипа понял это уже с первых встреч и, как вспоминал хореограф позже, сделал все, чтобы музыку к его "Дон Кихоту" писал именно он. И не ошибся в выборе. Минкус создал партитуру, что отмечалась яркой танцевальностью, мелодичностью и ритмическим богатством.
В Киеве "Дон Кихот" впервые был поставлен в 1927 году, и с тех пор сменилось пять его редакций. Нынешнюю версию знаменитого балета осуществил балетмейстер театра Виктор Литвинов, который ориентировался именно на постановку Петипа.
16 июня – опера "Набукко" (Верди)
Именно с "Набукко" началась блестящая композиторская карьера Верди. Драматургия оперы довольно статична по сравнению с более поздними произведениями итальянца. Это драма об отношениях внутри любовного треугольника, которая происходит на фоне квазибиблейской истории иудеев, которые защищали свою родину от нашествия ассирийцев. Кроме массовых сцен угнетения и страдания, опера "Набукко" полна красивыми ариями, ансамблями и хоровыми номерами, включая знаменитый хор пленных иудеев, плачущих по утраченной Родине – "Va, pensiero".
На киевской сцене опера была поставлена в 1993 году, и он был украшением репертуара почти полтора десятилетия. С "Набукко" киевская труппа много и успешно гастролировала за рубежом. Впрочем, из-за того, что исполнители главных партий ушли со сцены, а именно "на них", собственно, и делалась предыдущая постановка, опера, к сожалению, преждевременно прекратила свою сценическую жизнь. Поэтому за новое прочтение сюжета взялся Анатолий Соловьяненко вместе с главным дирижером театра Николаем Дядюрой.
Свое внимание к этой музыке Соловьяненко объясняет ее эстетической ценностью и исключительно прекрасными мелодиями, которые создал гениальный Верди. Премьера "Набукко" на сцене Национальной оперы состоялась в марте 2016 года и с тех пор опере, как и полтора века назад, сопутствует успех.
28 июня – опера "Запорожец за Дунаєм" (Гулак-Артемовский)
Нынешняя редакция оперы создана Анатолием Соловьяненко (сценическая версия) и Мирославом Скориком (музыкальная редакция). Премьера оперы состоялась в феврале 2015 года, и на протяжении последних сезонов пользуется популярностью у зрителей.
Сценографией спектакля, а также костюмами для героев оперы занималась Мария Левитская – главный художник театра. Специально для спектакля создано более 250 костюмов и почти 3 тысячи квадратных метров живописи.
29 и 30 июня – балет "За двумя зайцами" (Шевченко) – ПРЕМЬЕРА
Композитор Юрий Шевченко – заслуженный деятель искусств Украины, многократный лауреат "Киевской пекторали", лауреат премии им. Лысенко, автор музыки к многочисленным спектаклям, теле- и радиоспостановкам.
Читайте также: Национальная опера: страсти по "Тоске"