Это уже второй самолет из серии А-50, который удалось уничтожить Украине за время полномасштабной войны. Если основных самолетов когда-то у россиян было 9, то модификации А-50У еще меньше. Что известно об этих самолетах – рассказывает 24 Канал.
К теме "Баян" долетался: Воздушные силы подтвердили сбитие А-50 над Азовским морем
Основные характеристики А-50
А-50 – это самолет дальнего радиолокационного обнаружения и управления (ДРЛО), сконструированный во времена СССР и принятый на вооружение в 1989 году. А-50 был создан на базе военнотранспортного самолета Ил-76 на замену старого Ту-126. В новый самолет добавили радиотехнический комплекс "Шмель", который образует авиационный комплекс радиолокационного дозора и наведение А-50.
Основные технические характеристики самолета:
- длина – 48,27 метра;
- размах крыла – 50,5 метра;
- высота – 14,8 метра;
- площадь крыла – 300 квадратных метров;
- взлетный вес – 190 тонн;
- объем горючего – 109 480 литров;
- крейсерская скорость – 800 километров в час;
- практическая дальность – 7 500 километров;
- длина разбега – 1 540 метров;
- длина пробега – 1050 метров;
- максимальная продолжительность полета без дозаправки – 9,3 часа.
А-50 способен обнаруживать бомбардировщики на расстоянии 650 километров, истребители – 300 километров, крылатые ракеты – 215 километров.
Этот самолет был создан для выявления и сопровождения воздушных и надводных целей, оповещения войск о воздушной и надводной ситуации. Также А-50 может служить командным пунктом и использоваться для управления истребителей и ударной авиации при их наведении на конкретные цели.
Характеристики российского самолета А-50 / Инфографика 24 Канала
Сколько таких самолетов осталось у россиян
По данным из открытых источников, по состоянию на начало полномасштабного вторжения, в России было на вооружении 9 А-50, стоимость каждого 330 миллионов долларов. ВСУ уменьшили их количество до 8. Кроме того, в феврале 2023 года в результате взрыва на белорусском аэродроме "Мачулище" еще один такой самолет получил серьезные повреждения и до сих пор доподлинно неизвестно, смогли ли россияне его восстановить.
Но есть еще модификации, такие как:
- А-50М – с модернизированным комплексом "Шмель-М".
- А-50И – российско-израильская модификация А-50.
- А-50ЕИ – экспортный вариант для ВВС Индии.
- А-50У – варианты модернизации серийных самолетов А-50.
Именно самолет А-50У удалось уничтожить 23 февраля 2024 года над Азовским морем. Таких самолетов у россиян было 6 единиц. Теперь же осталось только 5
Стоит отметить, что новых самолетов россияне больше не производят, поэтому это все, которые у них есть.
Уничтожение самолета 23 февраля 2024 года
Вечером 23 февраля 2024 года мониторинговый канал monitor сообщил, что самолет дальнего радиолокационного обнаружения А-50 в 19:05 завершил работу над Азовским морем, после чего выполнял перелет на Ахтубинск. Однако в российских пабликах появились кадры, что вблизи села Трудовая Армения в Краснодарском крае разбился самолет – именно А-50.
Пожар после падения А-50: смотрите видео
В 20:08 командующий Воздушных сил ВСУ Николай Олещук подтвердил, что самолет А-50 с позывным "Баян" удалось уничтожить во время совместной операции с Главным управлением разведки Минобороны. Командующий отметил, что это – "приветствие" россиянам с "днем защитника отечества", который сегодня с размахом празднует страна-террорист.
У ГУР МО уточнили, что удалось уничтожить именно А-50У – новейшую модификацию редкого для россиян самолета.
Это воздушный командный пункт, который государство-агрессор использовало для дальнего радиолокационного обнаружения, управления и наведения для ударов по Украине ракетами из стратегической авиации. Сбитие А-50У - очередной серьезный удар по потенциалу и возможностях террористической Москвы,
– подчеркнули в ГУР МО.
В то же время среди россиян началась настоящая истерика из-за потери самолета. Российские так называемые "военкоры" начали жаловаться, что потеря самолета – это удар "ножом по сердцу".
И что интереснее, как и в январе, пропагандисты решили распространять версию о якобы friendly fire, поскольку у Украины нет средств поражения, которые способны сбивать самолеты над Краснодарским краем. Такими заявлениями россияне пытаются обесценить работу украинских сил и хоть как-то спасти себя от унижения – 2 года назад россияне кричали об уничтожении украинской авиации и о том, что Киев будет захвачен за 3 дня. Зато снова вынуждены подсчитывать потери.
Уничтоженный самолет 14 января 2024 года
Как рассказали источники "РБК-Украина", около 21:10 – 21:15 в районе Кирилловки заступил на дежурство российский А-50. Практически сразу же его нашим военным удалось сбить. После этого самолет ДРЛО исчез с радаров. Он больше не отвечал на запросы тактической авиации. Позже пилот российского Су-30 обнаружил воспламенение и падение неизвестного воздушного судна.
В 23:30 14 января мониторинговые каналы известили, что впервые за длительный промежуток времени активность БРЛС "Шмель" в Азовском море не наблюдается. Собственно речь идет об авиационной бортовой радиолокационной станции, которой оснащен самолет А-50.
Источники в Силах обороны и Главном управлении разведки МО подтвердили поражение А-50. В то же время официальных заявлений от наших военных или представителей власти по состоянию на 02:10 15 января не поступало.
Кстати, источники 24 Канала сообщили, что бортовой номер А-50 был RF-50601.
Утром 15 января командующий Воздушных сил Николай Олещук написал: "Это вам за Днепр! Горите в аду, изверги". Также отметил, что пока без деталей.
Уже через несколько часов Валерий Залужный подтвердил уничтожение воздушных судов врага.
Воины Воздушных сил Вооруженных Сил Украины уничтожили вражеский самолет дальнего радиолокационного обнаружения А-50 и воздушный пункт управления противника Ил-22,
– заявил Главнокомандующий.
Залужный поблагодарил Воздушные силы за прекрасно спланированную и проведенную операцию в Приазовье.
Кстати, в Центре противодействия дезинформации СНБО метко потроллили оккупантов.
Чем важно уничтожение А-50
Эксперт по авиации Валерий Романенко после предыдущей операции в январе рассказал 24 Каналу, что самолет А-50 является важным для россиян, ведь ими фактически осуществляется управление ракетными ударами по Украине.
Эти борта – летучие радары, оборудованные радиолокационной станцией, позволяющей видеть абсолютно все сверху. Суда могут на малых высотах очень близко подходить к линии фронта, что делает невозможным работу украинской авиации.
Для российских воздушно-космических сил – это очень тяжелая и самая большая воздушная потеря в человеческом и материальном смыслах с начала войны. Потому что на борту А-50 летный экипаж составляет 5 человек и еще 11 операторов – высококвалифицированные офицеры в звании не ниже капитана. 16 человек за один боевой вылет россияне потеряли,
– подчеркнул Романенко.
Кстати, военно-политический эксперт группы "Информационное сопротивление" также рассказывал, что у оккупантов 9 таких самолетов, правда, 3 из них фактически небоеспособны.
"Один из них находится на модернизации, которую он до сих пор не прошел полностью, другие небоеспособны фактически потому, что они не подлежат ремонту", – подчеркнул Александр Коваленко.
Эксперт отметил, что в целом Россия не может сейчас производить такие самолеты. Они очень дорогие.
"Почти 400 миллионов долларов его цена. Но с учетом того, что А-50 сейчас не производятся и каждый из них уникальный делают этот самолет еще дороже для россиян", – отметил Коваленко.
Добавил, что такая потеря для агрессора означает, что у России значительно меньше возможностей по проведению разведывательной деятельности в воздушном пространстве Украины.
Они не только будут иметь меньше информации о пребывании украинской тактической авиации и не только в воздушном пространстве, а также не смогут дезориентировать свои самолеты тактической авиации и средства ПВО,
– подчеркнул эксперт.
Также Коваленко назвал уничтожение А-50 достаточно болезненной, серьезной, дорогой и репутационной потерей для страны-агрессора.
Потому что вместе с А-50 был поврежден Ил-22. И фактически это уникальный случай в мировой истории войн и конфликтов, когда одновременно два самолета такого уровня, такого функционала, уничтожаются или получают повреждения. Это уникальный случай. Такого еще в истории никогда не было,
– подчеркнул эксперт.
Как отреагировали на потерю в Кремле
В Кремле традиционно не признают свои потери в полномасштабной войне против Украины. Так, рупор Путина заявил, что якобы "не располагает информацией" о сбивании самолетов.
Также Песков добавил, что эта тема касается хода так называемой "СВО" (на самом деле полномасштабной войны против Украины), поэтому лучше обращаться в минобороны.
Кстати, российские пропагандисты в истерике настаивали, что "противник не имел никакого отношения к сбитию бортов". Мол, оккупанты сбили все сами.