По данным открытых источников, таких самолетов в России было 9. Ранее мы рассказывали про А-50, пораженном на "Мачулищах". А уже 14 января стало известно, что над Азовским морем Воздушные силы ВСУ сбили А-50, сократив еще количество таких судов у врага.

К теме Залужный подтвердил уничтожение самолета А-50

А-50 – это самолет дальнего радиолокационного обнаружения и управления (ДРЛО), сконструированный во времена СССР и принятый на вооружение в 1989 году. А-50 был создан на базе военнотранспортного самолета Ил-76 на замену старого Ту-126. В новый самолет добавили радиотехнический комплекс "Шмель", который образует авиационный комплекс радиолокационного дозора и наведение А-50.

Основные технические характеристики самолета:

  • длина – 48,27 метра;
  • размах крыла – 50,5 метра;
  • высота – 14,8 метра;
  • площадь крыла – 300 квадратных метров;
  • взлетный вес – 190 тонн;
  • объем горючего – 109 480 литров;
  • крейсерская скорость – 800 километров в час;
  • практическая дальность – 7 500 километров;
  • длина разбега – 1 540 метров;
  • длина пробега – 1050 метров;
  • максимальная продолжительность полета без дозаправки – 9,3 часа.

А-50 способен обнаруживать бомбардировщики на расстоянии 650 километров, истребители – 300 километров, крылатые ракеты – 215 километров.

Этот самолет был создан для выявления и сопровождения воздушных и надводных целей, оповещения войск о воздушной и надводной ситуации. Также А-50 может служить командным пунктом и использоваться для управления истребителей и ударной авиации при их наведении на конкретные цели.

русский самолет а-50 характеристики
Характеристики российского самолета А-50 / Инфографика 24 Канала

По данным из открытых источников, по состоянию на начало полномасштабного вторжения, в России было на вооружении 9 А-50, стоимость каждого 330 миллионов долларов. Теперь же их количество уменьшилось до 8.

Но есть еще модификации, такие как:

  • А-50М – с модернизированным комплексом "Шмель-М".
  • А-50И – российско-израильская модификация А-50.
  • А-50ЕИ – экспортный вариант для ВВС Индии.
  • А-50У – варианты модернизации серийных самолетов А-50.

К слову, самолетов последней модификации в России всего 6. Стоит отметить, что есть вероятность того, что пострадал именно такой самолет.

Напомним, что самолет А-50 в Беларусь прилетел еще в январе 2023 года, был там 54 дня и совершил 12 вылетов. Официально "долетался" он 26 февраля 2023 года.

Как рассказали источники "РБК-Украина", около 21:10 – 21:15 в районе Кирилловки заступил на дежурство российский А-50. Практически сразу же его нашим военным удалось сбить. После этого самолет ДРЛО исчез с радаров. Он больше не отвечал на запросы тактической авиации. Позже пилот российского Су-30 обнаружил воспламенение и падение неизвестного воздушного судна.

В 23:30 14 января мониторинговые каналы известили, что впервые за длительный промежуток времени активность БРЛС "Шмель" в Азовском море не наблюдается. Собственно речь идет об авиационной бортовой радиолокационной станции, которой оснащен самолет А-50.

Источники в Силах обороны и Главном управлении разведки МО подтвердили поражение А-50. В то же время официальных заявлений от наших военных или представителей власти по состоянию на 02:10 15 января не поступало.

Кстати, источники 24 Канала сообщили, что бортовой номер А-50 был RF-50601.

Утром 15 января командующий Воздушных сил Николай Олещук написал: "Это вам за Днепр! Горите в аду, изверги". Также отметил, что пока без деталей.

Уже через несколько часов Валерий Залужный подтвердил уничтожение воздушных судов врага.

Воины Воздушных сил Вооруженных Сил Украины уничтожили вражеский самолет дальнего радиолокационного обнаружения А-50 и воздушный пункт управления противника Ил-22,
– заявил Главнокомандующий.

Залужный поблагодарил Воздушные силы за прекрасно спланированную и проведенную операцию в Приазовье.

Воздушные силы уничтожили А-50: смотрите видео

Кстати, в Центре противодействия дезинформации СНБО метко потроллили оккупантов.

Кратко о ситуации в небе над Азовским морем: смотрите видео

Эксперт по авиации Валерий Романенко рассказал 24 Каналу, что эти два судна крайне важны для россиян. Ведь именно они наводят российские истребители на наши самолеты. Удары крылатыми ракетами также отслеживают ИЛ-22 и А-50.

Эти борта – летучие радары, оборудованные радиолокационной станцией, позволяющей видеть абсолютно все сверху. Суда могут на малых высотах очень близко подходить к линии фронта, что делает невозможным работу украинской авиации.

Для российских воздушно-космических сил – это очень тяжелая и самая большая воздушная потеря в человеческом и материальном смыслах с начала войны. Потому что на борту А-50 летный экипаж составляет 5 человек и еще 11 операторов – высококвалифицированные офицеры в звании не ниже капитана. 16 человек за один боевой вылет россияне потеряли,
– подчеркнул Романенко.

Кстати, военно-политический эксперт группы "Информационное сопротивление" также рассказывал, что у оккупантов 9 таких самолетов, правда, 3 из них фактически небоеспособны.

"Один из них находится на модернизации, которую он до сих пор не прошел полностью, другие небоеспособны фактически потому, что они не подлежат ремонту", – подчеркнул Александр Коваленко.

Эксперт отметил, что в целом Россия не может сейчас производить такие самолеты. Они очень дорогие.

"Почти 400 миллионов долларов его цена. Но с учетом того, что А-50 сейчас не производятся и каждый из них уникальный делают этот самолет еще дороже для россиян", – отметил Коваленко.

Добавил, что такая потеря для агрессора означает, что у России значительно меньше возможностей по проведению разведывательной деятельности в воздушном пространстве Украины.

Они не только будут иметь меньше информации о пребывании украинской тактической авиации и не только в воздушном пространстве, а также не смогут дезориентировать свои самолеты тактической авиации и средства ПВО,
– подчеркнул эксперт.

Также Коваленко назвал уничтожение А-50 достаточно болезненной, серьезной, дорогой и репутационной потерей для страны-агрессора.

Потому что вместе с А-50 был поврежден Ил-22. И фактически это уникальный случай в мировой истории войн и конфликтов, когда одновременно два самолета такого уровня, такого функционала, уничтожаются или получают повреждения. Это уникальный случай. Такого еще в истории никогда не было,
– подчеркнул эксперт.

В Кремле традиционно не признают свои потери в полномасштабной войне против Украины. Так, рупор Путина заявил, что якобы "не располагает информацией" о сбивании самолетов.

Также Песков добавил, что эта тема касается хода так называемой "СВО" (на самом деле полномасштабной войны против Украины), поэтому лучше обращаться в минобороны.

Кстати, российские пропагандисты в истерике настаивали, что "противник не имел никакого отношения к сбитию бортов". Мол, оккупанты сбили все сами.