Активисты назвали, какие первоочередные шаги следует предпринять новому правительству
Перед зданием Кабинета Министров прошла акция общественной платформы " Реанимационный Пакет Реформ "в Этот раз – точно реформы!"
Представители Реанимационного Пакета Реформ презентовали и передали свои предложения по Плану первоочередных шагов для нового Правительства, которые позволят реанимировать и перезагрузить процесс проведения реформ в стране.
Чтобы это произошло, в частности, необходимо:
— вместе с назначением нового Правительства должны быть внесены изменения в законы о центральных органах исполнительной власти и Кабинет Министров Украины в целях совершенствования работы Правительства и продолжения реформы государственной службы в направлении ее эффективности и обеспечения адекватной зарплаты тем чиновникам, которые будут работать в реформированных органах публичной власти;
— введение пропорциональной избирательной системы с открытыми партийными списками, которая обеспечит не только конкуренцию между партиями, но и внутри-партийную конкуренцию;
— предоставление новым антикоррупционным органам максимально благоприятных условий труда с гарантией их максимальной независимости от политического влияния;
— осуществление полноценной реформы органов юстиции, прежде всего, судов и прокуратуры, которая обеспечит не только их политическую независимость, но и полноценное обновление состава, а затем принесет новые стандарты работы и доверие общества.
Также отмечается, что совместная работа над продолжением и активизацией реформ является основой публичной стратегии, которая способна вывести страну из правительственно-парламентского кризиса, позволит преодолеть кризис доверия к власти, а следовательно, сделать изменения к лучшему, заявленные Майданом, необратимыми и ощутимыми каждому украинцу.
Общественные активисты хотят ввести такие реформы:
Реформа публичной администрации
Первые шаги должны быть предприняты еще на этапе формирования нового состава Кабинета Министров. В частности: на министерские должности должны быть назначены лица, готовые сразу приступить к внедрению реформ в секторах своей ответственности; в Правительстве должны быть введены должности вице-премьер - министров по административной реформе и европейской интеграции; должны быть ликвидированы должности Министра Кабмина и Мининформполитики.
Во время формирования Правительства разграничение государственной власти и бизнеса должно быть обеспечено безоговорочно. Кандидаты на правительственные должности должны представить свое видение реформ парламентским фракциям и общественной экспертной среде, получить мандат доверия от нового руководителя Правительства. Кроме того, еще до формирования нового Кабмина необходимо принять изменения в законы "О Кабинете Министров Украины" и "О центральных органах исполнительной власти" (на основе законопроекта 2354а).
Среди приоритетных задач нового Правительства и парламентской коалиции, которая его поддержит, должно быть внедрение нового Закона "О государственной службе": формирование Комиссии по вопросам высшего корпуса государственной службы, назначение государственных секретарей министерств и Кабмина, определение источников, этапов и механизмов для реального повышения должностных окладов государственных служащих уже с III квартала 2016 года.
Новым Правительством для каждого министерства должна быть определена миссия, и соответственно к ней сформированы ключевые структурные подразделения (новые департаменты), ответственные за важнейшие реформы (направления государственной политики). Новые департаменты министерств должны постепенно замещать существующие, и перебирать ключевые функции. Конкурс на должности государственной службы в новые департаменты должен быть открытым, в том числе для действующих государственных служащих.
Реформа избирательного законодательства
Реформирование избирательного законодательства остается актуальным вопросом политической повестки дня. С целью ускорения внедрения инклюзивной реформы избирательных систем, Председатель Верховной Рады может создать при Парламенте официальную рабочую группу, в состав которой входили бы представители органов власти, гражданского общества, национальные и международные эксперты в области избирательного права, представители политических партий и других заинтересованных сторон. К числу основных задач этой рабочей группы следует отнести проработки ключевых особенностей избирательных систем и подготовку изменений к избирательному законодательству. Обеспечения принципа сбалансированного представительства полов должно быть обязательной составляющей всех дискуссий относительно направлений реформирования избирательных систем.
В краткосрочной перспективе необходимо скорейшее принятие нового Закона "О выборах народных депутатов Украины", чтобы следующие парламентские выборы прошли по новым правилам. Пропорциональная избирательная система по открытым спискам в многомандатных избирательных округах является наиболее приемлемым способом формирования законодательного органа Украины и укрепления демократии в государстве.
Считаем, что соответствующий проект закона, зарегистрированный в Парламенте вполне готов для рассмотрения в первом чтении. Перед голосованием законопроект необходимо направить на экспертизу Венецианской комиссии.
В среднесрочной перспективе необходимо возобновить деятельность по подготовке и принятию единого Избирательного кодекса. Считаем, что проект Избирательного кодекса, который в целом получил положительные отзывы Венецианской комиссии, может быть взят за основу (особенно его процедурная часть).
Антикоррупционная реформа
Антикоррупционные меры остаются ключевыми для внедрения реформ и модернизации страны. Важно реализовать в полной мере антикоррупционные законы, принятые после Революции Достоинства. Прежде всего, обеспечить полноценное функционирование и финансирование новых антикоррупционных органов (Национальное антикоррупционное бюро, Специализированная антикоррупционная прокуратура, Национальное агентство по вопросам предотвращения коррупции, Государственное бюро расследований, Национальное агентство по вопросам выявления, розыска и управления активами, полученными от коррупционных и других преступлений), начать в 2016 году работу системы электронного декларирования состояний служащих без сужения объема такого декларирования и внедрить на практике мониторинг образа жизни государственных служащих и проверку их на добропорядочность.
Также, важно начать государственное финансирование политических партий — после представления и обнародования ими финансовых отчетов. Следует реализовать новый закон о публичных закупках и распространить на все публичные органы и предприятия механизмы прозрачных и конкурентных электронных закупок. Парламенту следует также усилить добропорядочность депутатов, расширить автономию антикоррупционных органов и ввести особый судебный механизм для дел высокопоставленной коррупции.
Реформы в сфере правосудия
Изменения в Конституцию относительно правосудия обязательно должны сопровождаться всеми необходимыми для реформы сектора юстиции имплементационными законами. Нужно создать условия для обновления судейского корпуса, в том числе через конкурсные механизмы, оценки судей, возложение на судью обязанности доказать законность происхождения имущества: общественность получит эффективные механизмы контроля за добропорядочностью судей (общественный совет добропорядочности), а добропорядочный судья получит реальные гарантии независимости — политические органы будут отстранены от решения вопросов карьеры судьи. Заработная плата судьи, который выдержит установленные законом испытания, должна быть высокой.
Нужно упростить судебную систему, образовав новый Верховный Суд и региональные (апелляционные) суды: Верховный Суд как единая кассационная инстанция будет пересматривать судебные решения в самых важных случаях, а скорость окончательного решения дела увеличится, поскольку не будет нынешней двойной кассации.
Не менее важным является создать отдельный антикоррупционный суд, к рассмотрению дел в котором будут привлекаться международные судьи. Также, следует создать законодательные условия для электронного правосудия коммуникации между судом и сторонами с помощью электронных технологий. Любой суд должен принимать обращения о рассмотрение дела независимо от соблюдения правил юрисдикции или подсудности и самостоятельно передавать обращение в надлежащий суд (принцип единого окна).
Следует внедрить конкурсы на должности Генерального прокурора и судей Конституционного Суда: в результате отбрасывания критерия лояльности Генеральный прокурор и судьи Конституционного Суда не будут политически зависимыми. В направлении реформирования адвокатуры нужно обеспечить конкурсный доступ к юридической профессии и свободный выбор адвокатом адвокатской ассоциации.
Децентрализация и региональное развитие
В течение последнего года в Украине созданы условия для проведения реальной децентрализации и проведена бюджетная децентрализация, произошло значительное увеличение поступлений в местные бюджеты. Для усиления координации усилий исполнительной власти в проведении децентрализации следует создать специальный орган, а в каждом министерстве определить заместителя министра и директора департамента, которые будут отвечать за согласование министерством проектов актов в сфере реформы.
Правительству важно утвердить постановление о порядке использования средств государственной субвенции на поддержку инфраструктуры объединенных общин (1 млрд грн.): промедление с этим решением несет угрозу неосвоения средств в объединенных общинах и дискредитации самого механизма государственной поддержки. Следует изменить порядок использования средств Государственного фонда регионального развития (ГФРР), а именно, не использованные в течение бюджетного года средства в регионах должны переходить к ГФРР следующего года и распределяться между всеми регионами, согласно Бюджетного кодекса. Также, следует ввести процедуры для конкурсного отбора проектов регионального развития, введя бальную оценку проектов по отдельным показателям.
Не менее важным шагом является принятие концепции повышения квалификации кадров для органов местного самоуправления и внедрить быстрые курсы для отдельных категорий работников. Наконец, Правительству следует разработать и внести в ВРУ, а депутатам — принять закон "О принципах административно-территориального устройства Украины" и завершить упорядочение административно-территориального устройства Украины на протяжении 2016 года.
Экономические реформы
Целью экономической политики сейчас является возобновление быстрого и устойчивого экономического роста в результате лучших условий для инвестиций, большей роли частного сектора в экономике и предотвращении коррупции в государственном секторе.
В области приватизации и управления государственной собственностью до конца года нужно провести не менее трех успешных крупных конкурсов по продаже крупных объектов стратегическим международным инвесторам, радикально сократить список предприятий, не подлежащих приватизации, а Фонд госимущества превратить в орган по управлению государственными активами, который проведет их инвентаризацию.
До июня должно быть завершено принятие законов для построения целостной и эффективной налоговой системы, которая обеспечит равные правила игры для предприятий, уменьшит затраты налогоплательщиков на соблюдение налогового законодательства, устранит возможности для коррупции и злоупотреблений со стороны работников налоговых органов: сама по себе, реформа должна быть фискально нейтральной, снижение налогов должно происходить соответственно к снижению доли государственных расходов в ВВП.
Для улучшения условий для развития бизнеса до конца 2016 года реализовать программу по повышению рейтинга Украины в Doing Business, запустить “регуляторную гильотину” и реформировать органы контроля и надзора, упростить валютное регулирование и отменить ограничения на валютные расчеты по торговым операциям, а также наладить проактивную торговую политику поддержки выхода украинских компаний на внешние рынки.
Кроме того, Правительство должно проводить последовательную политику снижения роли государства в перераспределении доходов, осуществив комплексный пересмотр государственных расходов и продолжая реформу государственных закупок, верификации получателей пенсий и соцвыплат и проверки имущественного состояния получателей соцвыплат. В течение года следует начать пенсионную реформу, которая будет включать введение накопительного компонента пенсионной системы.
Для улучшения инвестиционного климата следует безотлагательно создать офис крупных плательщиков в Государственной фискальной службе, в течение года ввести гарантированное и полное возмещение НДС экспортерам в автоматическом режиме, снять запрет на продажу земли сельскохозяйственного назначения с 2017 года и отменить ограничения на выплату дивидендов за границу.
Наконец, Правительству следует существенно увеличить привлечение и использование ресурсов международных финансовых организаций, доступных для инвестиционных проектов в Украине: только за инвестиционными проектами Всемирного банка объем неиспользованного финансирования составляет около 2 млрд. долларов США, что почти равно всем государственным капитальным расходам за 2015 год.
Отметим, что Реанимационный Пакет Реформ последовательно и методично работает над реализацией реформ в Украине. В организации считают, что действия исполнительной власти больше похожи на имитацию, чем на конкретные шаги в направлении качественных изменений.
Следовательно, назначение нового Кабинета министров дает возможность реанимировать процесс внедрения настоящих реформ, которые нужны государству.
Автор: Реанимационный пакет реформ
Читайте также: Срочные шаги к разрешению политического кризиса в Украине