В прошлом году парламентские фракции пошли таким же путем, определившись с собственными креатурами. "Народный фронт", в частности, отстаивал кандидатуру Андрея Магеры — многолетнего представителя ЦИК, одного из немногих, кто в 2004-м отказался подписать протокол об избрании президентом Украины Виктора Януковича. "Батькивщина" взамен болела за Жанну Усенко-Черную — еще одну известную и узнаваемую персону. Опоблок, или же бывшие "регионалы", высказались за присутствие в ЦИК Михаила Охендовского, который в 2013-м сменил на посту председателя ЦИК "человека Ющенко" Владимира Шаповала.

Однако и "Фронту", и "Батькивщине", и ОБ пришлось остаться ни с чем: Петр Порошенко выразил пожелание, чтобы все искатели кресел в ЦИК были полностью "новыми" людьми. Требование президента не противоречит норме закона. Он (закон), кстати, ничего не говорит и о том, что глава государства должен обязательно учесть предложения всех парламентских фракций и групп. А поскольку не говорит, то кое-кто остался обделенным — 11 предложенных президентом кандидатур представляют лишь 4 фракции — БПП, "Народный фронт", "Самопомич" и группу "Возрождение". А вот "Батькивщина", Радикальная партия и Опоблок оказались у разбитого корыта, потому что ни одного человека в состав ЦИК они не делегируют. Впрочем, есть еще пара вакантных мест, ведь в целом из 15 представителей Центризбиркома в отставку должны уйти тринадцать. Ибо только в двух — Екатерины Махницкой от "Свободы" и Игоря Диденко от "УДАРа" — каденция еще не завершилась.

Уйти взамен должны председатель ЦИК Охендовский, оба его заместителя Магера и Усенко-Черная, секретарь комиссии Татьяна Лукаш, а также еще девять цевекистов — Тамара Астахова, Юрий Данилевский, Игорь Жиденко, Бронислав Райковский, Александр Чупахин, Юлия Швец, Александр Шелестов, Валерий Шелудько и Александр Осадчук, каденция которого завершилась в феврале 2017 года. Вместо них Порошенко предлагает назначить Аллу Басалаеву, Михаила Вербенского, Романа Гребу, Ольгу Желтову, Олега Конопольского, Светлану Кустову, Ольгу Лотюк, Виталия Плукаря, Евгения Радченко, Надежду Синицу и Леонтия Шипилова. Почему в списке фигурируют лишь 11 фамилий — пока не понятно. Главное в данном случае то, что дело безнадежно тормозит, причем уже длительное время. О том, почему Рада не "перезагружает" Центризбирком, мы говорим с заместителем его председателя Андреем Магерой.

Андрей, вы разделяете надежду спикера Парубия, который говорит, что до конца апреля новый состав ЦИК будет сформирован?

Мне кажется, что гораздо точнее указать время получения Украиной безвизового режима, чем внесении изменений в состав Центральной избирательной комиссии.

А в чем, собственно, задержка? Есть какой-то инсайд из Верховной Рады? Сколько можно проводить консультации на эту тему?

Мне об этом неизвестно. Есть представленные президентом кандидатуры и есть не принятое парламентом решение по поводу этих кандидатур. Сейчас совершенно очевидно, что представление президента должно быть уточнено, потому что сначала оно касалось одиннадцати членов ЦИК, а сейчас уже появился тринадцатый наш коллега, у которого истек семилетний срок полномочий. То есть обвинять в затягивании только Верховную Раду не стоит. Здесь должно быть выработано общее решение парламента и президента.

Список кандидатур, представленных президентом, который активно обсуждался всеми в 2016 году, остается без изменений?

По крайней мере, их до сих пор никто не озвучивал.

А вас, как и раньше, выдвигает "Народный фронт"?

У меня нет информации, что внесена какая-то другая кандидатура. То представление, которое было ранее озвучено фракцией, остается. Но вместе с тем моей фамилии нет в списке президента на назначение членов ЦИК.

ЦИК в процессе... / Фото из открытых источников

Глава КИУ Алексей Кошель считает президентский список некачественным и прогнозирует, что он не наберет 226 голосов. Ваше мнение по этому поводу?

Прогнозировать здесь трудно. Но я считаю, что новый состав ЦИК должен быть построен по двум важным принципам. Первый принцип — профессионализм, то есть наличие высшего юридического образования, наличие опыта и участия в выборах. А второй принцип — это репрезентативность, то есть представленность в составе ЦИК всех парламентских партий. Когда в среде членов ЦИК будут иметь место разные мнения и разные взгляды, комиссия получит шанс стать беспристрастной в своей деятельности.

Представим, что новый состав Центризбиркома все же появится до конца месяца. Его представители будут готовы к местным выборам 30 апреля? Успеют адаптироваться?

Думаю, серьезных проблем не должно возникнуть. Ведь все-таки речь идет о местных выборах, а полномочия Центральной избирательной комиссии в части организации этих выборов являются крайне ограниченными. В отличие от ТИК — городских, поселковых, сельских комиссий, которые непосредственно будут осуществлять этот процесс. Поэтому это не критично.

А в целом местные выборы последнего времени обнаружили какие-то новые сложности?

Местные выборы для законодателя являются не самой большой проблемой на сегодняшний день. Очевидно, что надо думать прежде всего о надлежащей организации общенациональных выборов, ведь в 2019-м состоятся сразу два избирательных процесса: в марте — выборы президента, а в октябре — парламентские выборы... И те законодательные акты, которые регулируют эти процессы, нуждаются в существенной доработке или вообще принятии новой редакции.

А что нужно доработать в законодательстве, которое касается президентских выборов?

На президентских выборах не должно быть никаких препятствий для реализации активного избирательного права для внутренне перемещенных лиц. Плюс надо усовершенствовать инструменты для реализации такого права со стороны лиц с ограниченными возможностями. Не только тех, кто лишен возможности самостоятельно передвигаться или что-то еще, но и для тех, кто, к примеру, имеет проблемы со зрением. Сейчас многие поднимают вопрос шрифта Брайля, и если на президентских выборах нам удастся сократить содержание избирательного бюллетеня (потому что сейчас там много лишней информации), появится шанс на изготовление бюллетеней со шрифтом для слепых. Мне также импонирует идея большего применения электронных технологий в избирательном процессе. Почему бы не подумать над механизмом электронной регистрации кандидатов? А также наблюдателей и доверенных лиц? Почему бы не начать хотя бы с этого? Но здесь нужна общая позиция ЦИК, ВРУ и правительства, чтобы действительно получить конкретный результат.

А об электронном голосовании избирателей вы не мечтаете? В некоторых странах такая практика имеет место.

Электронное голосование избирателей существует, но — в меньшинстве стран мира. Большинство стран, в том числе и на европейском континенте, используют бумажные избирательные бюллетени.

Почему?

На это есть разные причины. Во-первых, существует традиция. Во-вторых, действует психологический момент, когда общество доверяет организаторам выборов, но не доверяет машине. В-третьих, существуют прецеденты вмешательства в ход выборов со стороны спецслужб иностранных государств. Вот, хотя бы, выборы в Соединенных Штатах в 2016 году... Есть ситуации, когда стопроцентно гарантировать неприкосновенность процесса невозможно. Поэтому некоторые государства даже возвращаются к бумажной системе — например, Нидерланды, Норвегия. Хотя будущее все же за электронным голосованием, просто сейчас много вызовов, которые пока сложно преодолеть.

ЦИК / Фото из открытых источников

Для Украины главным вызовом была бы та безумная сумма, которую пришлось бы потратить на такой проект. И, кстати, о деньгах. Во что нам обойдутся парламентские и президентские выборы? Некоторые политики прогнозируют их одновременное и досрочное проведение уже осенью 2017 года.

Не готов назвать вам сейчас подобную сумму. 80 процентов расходов на избирательный процесс — это расходы на работу членов избирательных комиссий. Поэтому надо исходить из конкретной даты, потому что зарплата членов избирательных комиссий зависит от минимальной заработной платы, установленной за тот или иной календарный период. Но пока нет никаких конституционных оснований для проведения досрочных выборов. А даже если такие основания и возникли бы (Магера подразумевает несформированную в течение 60 дней коалицию, отсутствующее правительство и неработающий 30 дней парламент — прим. авт.), это еще не означает автоматическое провозглашение выборов. Здесь вступают в силу так называемые дискреционные полномочия, то есть те полномочия, которые он использует по своему усмотрению. Он может не назначить выборы, и ни один суд не заставит его это сделать.

Собственно, а следует ли проводить новые выборы по старому законодательству?

Выборы, проведенные по действующему закону, не принесут никаких качественных изменений. Более того, мы недополучаем около трех десятков народных депутатов — их места останутся вакантными, потому что есть определенное количество одномандатных округов в Крыму, в Севастополе, в Донецкой и Луганской областях, где мы не сможем выбрать народных депутатов. Только пропорциональная избирательная система способна гарантировать избрание полного состава Верховной Рады Украины — в количестве 450 человек.

Но если и в 2019 году статус кво сохраняется, то есть перечисленные вами регионы будут оставаться оккупированными, мы гарантированно получим недоукомплектованный парламент.

Я думаю, что сейчас вряд ли найдется столь оптимистично настроенный прогнозист, который скажет, что за два года состояние дел войдет в прежнее русло. Речь сейчас идет исключительно о принятии нового избирательного закона, который изменит действующий алгоритм выборов. Это одновременно и снизило бы корупционогенные риски, и обеспечило бы избрание полного состава Верховной Рады. Это способна сделать только пропорциональная избирательная система, которая в качестве бонуса несет еще и дополнительный толчок для развития идеологических партий.

Так а что же делать с оккупированными территориями, где избиратели не смогут проголосовать?

Если говорить о закрытой пропорциональной системе, которая применялась у нас в 2006 и 2007 гг., то при такой модели вообще не имеет значения, где именно голосует избиратель. Ведь есть один общегосударственный избирательный округ, а остальные округа являются исключительно техническим, применяемыми для удобства калькуляции, и не более того. Если же говорить о пропорциональной системе с открытыми списками, то тогда образуются определенные избирательные регионы, которые территориально сопоставимы с областями. Другими словами, один избирательный регион будет включать подконтрольную Украине часть Донецкой области, другой — неоккупированную часть Луганщины, а по Крыму, то полуостров войдет в один регион с Херсонской областью. Таким образом, эта проблема может быть решена.

Об оккупированных территориях. 10 марта участница трехсторонней контактной группы Ольга Айвазовская заявила, что на минских переговорах вопрос выборов в ОРДЛО уже не поднимают. Итак, он закрыт?

Я, к сожалению, не имею непосредственной информации от участников контактной группы и слежу, как и все, за новостями из СМИ... Но могу сказать, что пока на этих территориях будет длиться горячая фаза, тема выборов не будет возникать на повестке дня по вполне понятным причинам . И когда в Украину приезжали иностранные наблюдатели, они придерживались такого же мнения: пока нет безопасности, ни о каких выборах не будет идти. Насколько я понимаю, это консолидированная позиция Франции и Германии, а прихоти одной России никто не собирается удовлетворять.

Читайте также: Тарас Чорновил: я знаю, когда должна была пролиться кровь на Оранжевой революции