Insight News провели исследование на базе анализа данных SimilarWeb и Ahrefs за первое полугодие 2025 года о посещаемости новостных веб-сайтов, которые читают белорусы. Об этом сообщает 24 Канал.

Смотрите также Неожиданный звонок: белорусский оппозиционер объяснил, о чем мог говорить Трамп с Лукашенко

Какова ситуация в белорусском инфопространстве?

Медиа Беларуси разделили на три основные группы: проправительственные, оппозиционные и российские пропагандистские. Отдельно выделяется группа международных медиа, которые имеют маргинальные показатели. При этом исследование показывает, что угроза дезинформации из пропагандистской машины Кремля, которая находится под санкциями ЕС, растет.

Веб-ресуры, лояльные Лукашенко, забирают почти 60 процентов читателей / Фото Insight News

Этот анализ демонстрирует, что в информационном пространстве Беларуси доминируют медиа, которые лояльны к власти Александра Лукашенко. Они забирают почти 60% аудитории новостных веб-сайтов. В то же время независимые издания удерживают каждого четвертого читателя, что демонстрирует устойчивый спрос на альтернативные источники информации. Российские СМИ остаются мощным внешним фактором (пагубного) влияния, их доля соизмерима с независимыми.

Независимые СМИ в Беларуси стабильно удерживают каждого четвертого читателя / Фото Insight News

Структура белорусского медиа-пространства по редакционной политике

Собранные и проанализированные данные из программ веб-аналитики SimilarWeb и Ahrefs показывают существенный дисбаланс в медийном ландшафте Беларуси. Более половины посещений новостных веб-сайтов приходится на проправительственные издания, тогда как международные независимые медиа фактически остаются маргинальными. Приведенные ниже данные – среднемесячные по данным SimilarWeb за последние полгода.

Тип медиа по редакционной политике (Посещение (среднемесячно) – доля от общего трафика)

  • Проправительственные медиа – 25 386 000 – 58,98%;
  • Оппозиционные / независимые медиа – 10 049 000 – 23,35%;
  • Российские пропагандистские издания – 7 419 000 – 17,24%;
  • Международные независимые медиа – 186 000 – 0,43%;
  • Итого – 43 040 000 – 100%.

Ключевые наблюдения

  • Доминирование государственных каналов. Почти 60% всех посещений приходится на ресурсы, находящиеся под контролем власти. Это демонстрирует силу пропагандистской машины правительства Лукашенко во внутреннем информационном поле.
  • Ощутима роль независимых и оппозиционных СМИ. Несмотря на цензуру и блокировку, независимые медиа генерируют более 23% общего новостного трафика, что свидетельствует о высоком уровне доверия к альтернативным источникам информации, особенно среди молодого населения.
  • Российское давление. Пропагандистские медиа из России остаются мощным игроком – их доля составляет более 17%. Это подчеркивает уязвимость белорусской медиа-среды к внешнему влиянию, особенно, если учесть, что это – ресурсы, которые распространяют дезинформацию, военную пропаганду режима Путина и находятся под санкциями ЕС.
  • Международные независимые медиа (русскоязычные версии BBC и Euronews) практически не имеют весомого влияния – только 0,43%. Это объясняется как блокировками, так и незначительным освещением тематик, которые интересуют белорусов.

Какие самые популярные онлайн-медиа Беларуси?

Топ-5 по посещаемости:

  1. Belnovosti.by – 6,77 миллионов;
  2. Smartpress.by – 6,6 42 миллиона;
  3. Belta.by – 4,80 миллиона;
  4. SB.by – 3,28 миллиона;
  5. Minsknews.by – 1,90 миллиона.

Что ищут белорусы в Google / Фото Insight News

Какова ситуация с оппозиционными медиа?

Независимые СМИ генерируют совокупно более 10 млн посещений (23,35%), что свидетельствует о значительном запросе белорусского общества на альтернативные и достоверные источники информации.

Независимые ресурсы сохраняют около четверти общего трафика. Лидерами в этой группе являются Charter97, Zerkalo и Nasha Niva. Их сила заключается в молодежной аудитории, прежде всего среди мужчин в возрасте от 25 до 34 лет, которые активно ищут альтернативные источники новостей. Несмотря на это, рост этих медиа приостановился, им придется искать способы увеличения собственного потенциала.

Демографические отличия в аудитории белорусских СМИ / Фото Insight News

Причины стагнации лежат не только в блокировках и политических преследованиях. Часть проблемы кроется в отсутствии эффективных стратегий по интернет-маркетингу и продвижению собственного информационного продукта. Оппозиционные издания не смогли превратиться в конкурентные онлайн-бренды с мощным SEO-продвижением.

Их усилия по продвижению контента через социальные сети позволили частично пробить блокаду, но оказалась недостаточно динамичными для того, чтобы конкурировать с ведущими проправительственными СМИ. Кроме того, на их деятельность влияет зависимость от донорской помощи, что часто заставляет ориентироваться на отчетность, а не на развитие продукта, способного расширять аудиторию.

Топ-5 по посещаемости:

  • Charter97.org – 6,72 миллиона;
  • Zerkalo.io – 1,94 миллиона;
  • NashaNiva.com – 0,95 миллиона;
  • Belsat.eu – 0,19 миллиона;
  • Gazetaby.com – 0,07 миллиона.

Несмотря на блокировку и работу в эмиграции, эти медиа остаются влиятельными. Оппозиционные СМИ имеют устойчивую молодежную аудиторию. Однако из-за цензуры, блокировки и нехватки ресурсов им сложно расширять свой круг читателей.

Источники трафика в Беларуси за первое полугодие 2025 года / Фото Insight News

Какую долю удерживают российские медиа?

Российские медиа получают третью по величине долю – 17,2% (7,4 миллиона посещений). Они являются ключевым каналом внешнего информационного воздействия на белорусскую аудиторию, который нашпигован дезинформацией и военными нарративами Кремля.

Особую угрозу представляет активность российских ресурсов, которые сегодня формируют около семнадцати процентов трафика белорусского медиа-сегмента.

Наибольшее влияние имеют Sputnik, КП, а также издания RIA и Lenta.
"Спутник" в целом с учетом всех каналов трафика генерирует более 5 млн просмотров в месяц. Это означает, что значительная часть белорусской аудитории сталкивается прежде всего с российской версией событий в мире. Очевидно, что Кремль целенаправленно усиливает свое присутствие в белорусском интернете, стремясь повлиять на формирование общественного мнения в "союзном" государстве.

Топ-5 российских СМИ по посещаемости в Беларуси:

  • Sputnik.by – 5,29 миллионов;
  • Belarus.kp.ru – 1,40 миллиона;
  • RIA.ru – 0,37 миллиона;
  • Lenta.ru – 0,25 миллионов;
  • Iz.ru – 0,09 миллиона.

Охват этими российскими заангажированными веб-сайтами белорусской аудитории демонстрирует глубокую интеграцию российских нарративов в белорусское информационное пространство и влияние на граждан Беларуси. Российские медиа активно используют органический трафик через поисковое продвижение и реферальные каналы, чтобы интегрироваться в белорусское инфопространство.

Самая опасная тенденция: РИА и Лента доминируют в поисковом трафике Google для новостных запросов белорусских пользователей. RIA получает более 330 тысяч переходов из поисковых систем, а Лента – более 230 тысяч в месяц. Это означает, что при поиске информации о мире и своей собственной стране белорусы чаще видят российские нарративы.

Самой тревожной тенденцией является доминирование российских медиа в результатах поиска Google / Фото Insight News

РИА Новости ежемесячно получает более 330 000 переходов с поисковиков / Фото Insight News

Это свидетельствует о доминировании кремлевских медиа в информационной конкуренции за белорусскую аудиторию. Важно подчеркнуть, что даже санкции и ограничения со стороны ЕС не снизили их видимости в поисковой выдаче, ведь алгоритмы Google ранжируют эти ресурсы высоко благодаря их раскрученности и огромным объемам контента.

RIA получает наибольшую долю поискового трафика – 20%, а Lenta – 7,2%. Белорусское издание Белта идет лишь на третьем месте с 6,5%. За ними расположились российские подсанкционные "Известия" и "Спутник".

Кремлевские медиа доминируют в соревновании за внимание белорусской аудитории в информационном пространстве / Фото Insight News

Успех имеют BBC и Euronews, которые сумели собирать поисковый трафик по запросам о "новости мира", благодаря авторитетности своих веб-сайтов и поисковой оптимизации. А вот оппозиционные медиа практически отсутствуют в поисковой выдаче. Только "Зеркало" собирает около 1% трафика.

Поисковый трафик – стабильный источник посещений, ведь он базируется на органических запросах пользователей. Выход в топ поисковой выдачи Google означает фактическую монополизацию доступа к распространению информации. Кремль активно этим пользуется, интегрируя свои нарративы в самые массовые новостные поиски.

BBC и Euronews – исключения, они не являются полноценными конкурентами масштабной цифровой инфраструктуре Москвы / Фото Insight News

Кто выиграет в войне за белорусских читателей?

Данные SimilarWeb свидетельствуют, что в нише информационных веб-сайтов в Беларуси наибольшая доля трафика поступает из поиска, или из прямых посещений страниц. При этом лидируют провластные и российские издания. Оппозиционные же могут полагаться на трафик из соцсетей, который остается незначительным, в том числе из-за блокировки.

  • Провластные медиа удерживают позиции благодаря прямому трафику, но теряют прирост.
  • Оппозиционные СМИ полагаются на соцсети, поэтому зависят от алгоритмов и блокировок.
  • Российские ресурсы стабильно усиливают влияние через органику и реферальные каналы.

Молодежь склоняется к оппозиционным медиа, тогда как старшие поколения больше доверяют провластным и российским.