Соответствующий указ о введении санкций появился на сайте президента Украины в четверг, 19 сентября. Он вступил в силу в день публикации.
Смотрите также "Не смогут ни наступать, ни обороняться": какой дефицит станет решающим для России в 2025 году
Цепочки производства и поставки "Шахедов"
В новый пакет вошли компании, связанные с производством и поставкой иранских БПЛА типа Shahed:
Воздушно-космические силы Корпуса стражей Исламской революции и связанные с ними компании, изготавливающие и поставляющие компоненты для иранских беспилотников;
Российский полигон для тренировки операторов "Шахедов" ("Воинская часть 20924") и его руководство.
Сеть российских организаций, аффилированных с АО "СЭЗ "Алабуга" и ООО "Алабуга Машинери", которые играют ключевую роль в производстве дронов Shahed. Сюда входят более 25 компаний, аккумулирующих и распределяющих средства на производство БПЛА, поставляющих критические иностранные компоненты, участвующие в изготовлении частей "Шахедов", а также обеспечивающие производство промышленным оборудованием.
Две иностранные компании из Гонконга и ОАЭ, вовлечены в экспорт иностранных технологий в Россию.
Почему ввели санкции против крупнейшей авиакомпании Ирана?
Ключевым элементом санкционного пакета стало ограничение в отношении компании IRAN AIR – крупнейшей авиакомпании Ирана, базирующейся в Тегеране и осуществляющей как пассажирские, так и грузовые перевозки.
Еще до полномасштабного вторжения России в Украину, против IRAN AIR и ее дочерних компаний дважды вводились санкции США: в 2011 году (с последующей отменой в рамках Иранской ядерной сделки) и в 2018 году из-за транспортировки грузов для Корпуса стражей Исламской революции и Минобороны Ирана. Компания использовала коммерческие рейсы для перевозки военного оборудования, в частности ракетных компонентов, в "Хезболлу" в Ливане и Сирии. Также, по данным СМИ, IRAN AIR поддерживала режим Башара Асада.
Сентябрьские санкции на IRAN AIR были введены не только Украиной, но и ее западными партнерами. США снова применили ограничения. На этот раз из-за поставок баллистических ракет в Россию. Министр иностранных дел Великобритании Дэвид Лэмми объявил о запрете полетов Iran Air в Лондон. Германия и Франция также отменили двусторонние соглашения об авиасообщении с Ираном.
Несмотря на быструю реакцию международного сообщества на поставки ракет Fateh-360 в Россию, действиям санкционной коалиции, по мнению экспертов Совета экономической безопасности Украины (СЭБ), все еще не хватает масштабности и эффективности.
"Запрет на полеты может существовать на бумаге, однако не выполняться на практике. Даже после введенных в 2018 году американских санкций и частичных ограничений Европейского Союза IRAN AIR годами продолжала осуществлять регулярные полеты в Европу. На своем сайте компания открыто заявляет, что летает в Кельн, Франкфурт, Гамбург, Лондон, Милан, Париж, Рим, Мюнхен и Вену", – отметил старший советник Совета экономической безопасности Украины Денис Гутик.
По его словам, подобная ситуация сложилась и со второй по величине иранской авиакомпанией Mahan Air, которая с момента введения международных санкций успела обрасти десятками подставных компаний и подрядчиков на территории ЕС.
Санкции против ирано-российского военного сотрудничества должны носить более стратегический и комплексный характер. Недостаточно санкционировать крупнейшую авиакомпанию. Стоит тщательно отслеживать ее схемы обхода, следить за другими игроками на рынке, блокировать подставные компании, контролировать европейских авиаперевозчиков и аэропорты, сотрудничающие с подсанкционными и фиктивными предприятиями,
– прокомментировал Денис Гутик.
Как сделать санкции эффективными?
Важна координация между западными партнерами и синхронизация санкционных режимов.
Эксперты Совета экономической безопасности проанализировали ограничения, введенные ключевыми членами санкционной коалиции, на основе выборки из 9-ти иранских и российских предприятий непосредственно вовлеченных в военное сотрудничество между Москвой и Тегераном.
Результаты исследования демонстрируют значительные расхождения между западными партнерами. К примеру, ограничения в отношении иранской компании Sahara Thunder, которая контролируется Минобороны Ирана и участвовала в соглашении по производству "Шахедов" на территории России, ввели только Соединенные Штаты.
Дефицит синхронизации санкционных режимов / Инфографика РЭБ
Острый дефицит синхронизации между членами санкционной коалиции имеет несколько рисков. Прежде всего, это создает справедливое впечатление, что координация между партнерами нарушенная и слабая, каждый имеет собственную позицию и объем данных. Во-вторых, каждый пробел – это дополнительная возможность для обхода, особенно, когда в пробелы превращаются целые юрисдикции. Чтобы преодолеть эти вызовы, не нужно значительных ресурсов – только эффективный обмен информацией и политическая воля,
– добавил Денис Гутик.