Потому что стоимость часов государственного чиновника – один из безошибочных признаков того, к какому миру принадлежит страна: первому или третьему.

Интересно! Как имперская идея поглотила все национальное в России

И дело тут не в реальных задекларированных доходах – они вполне могут позволять политику носить самые дорогие бренды. Дело в другом.

Фактически, часы – наряду с запонками или обувью – один из немногих доступных мужчине аксессуаров, позволяющих конструировать собственный имидж. Причем цели могут быть разными.

Роман Абрамович носит стодолларовые часы ровно затем, зачем менеджер среднего звена влезает в долги ради часов за 3000 долларов. Потому что оба с помощью часов позиционируют себя в обществе.

Роман Абрамович
Абрамович иногда носит простые часы Polar M61

Просто многомиллиардный Абрамович пытается выглядеть в глазах британского общества компанейским и демократичным, а менеджер в глазах клиентов и коллег – дорогим и востребованным.

Часы, в данном случае – лишь средство самопрезентации для окружающих, метод посылания сигналов вовне. Для олигарха часы – часть ровно того же пиара.

Недорогая модель попадает в фокус таблоидов, которые не преминут написать об удивительно скромном аксессуаре удивительно нескромного человека. Равно как и окружение рядового менеджера обязательно оценит заветные буквы поперек циферблата: и то, и другое создает нужное самопозиционирование.

А потому неправы будут те, кто скажет, что недорогие часы публичного политика – не более, чем лицемерие. Что Бараку Обаме впору носить дорогое и подобающее. Что надевать простые часы, когда твой банковский счет позволяет тебе этого не делать, сродни притворству.


Такие часы носит Барак Обама

Потому что мы все, так или иначе, живем в мире социального притворства. Нас с детства приучили желать доброго здоровья чихнувшему человеку. Участливо спрашивать "как дела" при встрече и желать "доброй ночи" при позднем расставании.

Хотя, давайте начистоту: нам чаще всего нет дела ни до чужого здоровья, ни до чужих дел. Это всего лишь часть социального этикета. Того самого, который заставляет нас мигать аварийкой в знак благодарности и открывать двери женщинам и старшим.

Мы приучили себя задавать дежурные вопросы о детях и женах, справляться о самочувствии и настроении. Мы даже шутим о том, что настоящий зануда – это человек, который в ответ на вопрос "как дела" начнет и вправду рассказывать о том, как у него дела.

Обратите внимание! Волшебный пинок для украинской экономики от России

Но при этом ритуальных вопросов мы задавать не перестаем. Потому что это этикет. Тот самый, который конструирует социально привлекательную среду. И до сих пор словосочетание "воспитанный человек" служит для нас одним из важных маркеров в описании собеседника.

Политический этикет является всего лишь продолжением социального. Часы политика решают единственную задачу: самопрезентации и маркера для аудитории. Нет ничего плохого в том, что директор банка подчеркивает свою успешность дорогим аксессуаром.

И нет ничего лицемерного в том, что политик носит недорогие часы, создающие соответствующий месседж для его сограждан. Это всего лишь "будьте здоровы" в ответ на чье-то случайное "апчхи"

Да, порой это может казаться лицемерием. Но мы все живем в рамках лицемерных условностей. И это не значит, что на смену ярмарке тщеславия должна прийти показная аскеза. Это, скорее, тест на внутренних драконов. Отсылка к тому, кем ты пытаешься быть и кем пытаешься казаться.

Если те же часы служат для политика главным подтверждением социальной успешности, то это уже вопрос о том, что он считает нормой, а что – девиацией. А, заодно, это вопрос и к нам – ведь он носит дорогое не для себя, а для целевой аудитории.

Ездить на общественном транспорте, не перекрывать дороги, отказаться от мигалок, кататься вместе со всеми на велосипеде, гулять без охраны по собственному городу – политический этикет может быть самым разным.

Важно! История одного перемирия: почему не стоит верить России

Но, в итоге, он создает самое важное: ощущение того, что пространство жизни может быть общим. Что оно в равной степени принадлежит всем, что твой социальный статус не влияет на готовность придержать двери в метро.

И если политик не готов понимать эту простую истину, то возникает вопрос о том, хорошо ли он воспитан. А если мы не хотим понимать мотивов тех, кто не пускает пыль в глаза дорогими брендами, то это уже характеризует нас самих.