Эмоции и юридические последствия обнародования электронного декларирования: коротко о важном

3 ноября 2016, 20:05
Читати новину українською

Свое состояние в систему электронного декларирования до 31 октября уже внесли 120 тысяч представителей власти высшего уровня. Так, только нардепы задекларировали 12 млрд гривен – это без учета "триллиона" экс-комбата "Айдара" Сергея Мельничука. Какую реакцию это вызвало у украинцев и какие последствия будет иметь е-декларирование – читайте в материале сайта "24".

"Не просто список – экономическая автобиография"

Во время первого в истории электронного декларирования украинские чиновники обнародовали свои доходы, "подарки", имущество и активы за 2015 год. В то же время, депутат Верховной Рады, заместитель председателя Комитета ВР по вопросам предотвращения и противодействия коррупции Виктор Чумак во время круглого стола "Какими будут последствия обнародования е-деклараций?", организованного Институтом Горшенина, отметил, что по опубликованным электронным декларациям 2015 года привлечь чиновников к ответственности за незаконное обогащение (статья 368-2 Уголовного кодекса) будет крайне сложно. Но уже следующие декларации предоставят такую возможность.

Это можно будет делать с 2016 года, 2017 и так далее, когда можно будет увидеть разницу в реальном состоянии и задекларированном,
– подчеркнул Чумак.

Он пояснил, что нынешние е-декларации – это срез имущества за 2015 год. Но система финансового контроля предполагает обязанность должностных лиц в течение года указывать в ней все крупные покупки и большие доходы. Например, "пришло" 60 тысяч – декларируй. Потому что это существенные изменения в имущественном состоянии – форма, которая является обязательной для заполнения.

Между прочим, ярким примером "изменения имущественного положения" может служить история с одеждой почти полмиллиона гривен от нардепа Игоря Котвицкого, который не так давно обновил свой гардероб на сумму более 600 тысяч гривен в Вене. Ведь, как известно, в электронные декларации чиновники должны вносить информацию об изменении имущественного положения, если расходы превышают 50 минимальных заработных плат, установленных на 1 января отчетного года. По мнению Чумака, е-декларация – не просто список. По большому счету, это "карта капитана Флинта", своеобразная "экономическая автобиография" человека.

Когда мы видим всю эту кучу денег, имущества, ценностей и т.д. – не возникает вопрос, "что это", а "откуда оно появляется". Е-декларирование будет постоянно действующим источником информации, чтобы украинцы понимали, за кого они голосуют,
– отметил Чумак.

Первая задача е-декларирования, по словам Чумака – это контроль за конфликтами интересов собственно чиновников. Вторая – контроль за возможностью незаконного обогащения. Третья – политическая составляющая.

"Я так и знал"

Несомненно, обнародованные богатства украинских чиновников не просто удивили и поразили, точней сказать, шокировали своими размерами, оригинальностью и ценностью некоторых вещей. В принципе, украинский народ и до внедрения е-декларирования догадывался, что его чиновники далеко не бедные люди, но чтобы настолько ... Поэтому иначе как с возмущением, гневом и недовольством украинский народ не реагировал.

Социальный психолог Олег Покальчук отмечает: когда мы говорим о какой-то активной реакции, подразумеваем 20% населения, что представляет собой политическую нацию. Поэтому среди этой социальной группы можем говорить о типе реакции, которую психологи называют хиндсайт ментальная реакция, которая дословно переводится как "Я так и знал!" В случае с электронным декларированием она подходит на 100%.

Следующая эмоция, которую можно выделить, отмечает Покальчук, это фрустрация, чувство раздражительности. Третья эмоция, а точнее совокупность эмоций отвращение. Поскольку сам характер и перечень обнаруженного имущества вызывает полную десакрализацию образа богатого человека.

Не надо сбрасывать со счетов такую эмоцию, как зависть. Поэтому на уровне эмпирического сознания, очевидно, все думают, что политики наверняка задекларировали меньшую часть. По крайней мере, каждый человек думает: "я бы так на их месте и сделал часть показал, а остальное – посмотрим",
– пояснил психолог.

В то же время, убежден Покальчук, теперь, если власть остановится на полпути, это обернется против нее. Поэтому лучше было бы этого не начинать. Следующий шаг должен быть действием, поскольку у общества давно был запрос на любого типа "репрессии", поэтому наказание нечестных чиновников только пойдет на пользу власти.

Все просто и элементарно

Зато журналист Виталий Портников считает, что Украине нужна полная амнистия капталов граждан, то есть легализация теневых капиталов. По его словам, никакой разницы между самым олигархом и обычным гражданином, что не платит налоги со своей "конвертной" зарплаты, с моральной точки зрения, нет.

Следующий шаг, уверяет он, – полная реформа судебной системы и правоохранительных органов. Третий момент – это восстановление баланса парламентско-президентской республики, когда главой государства, говорит он, станет коалиция во главе с премьер-министром.

Четвертый шаг – полная легализация лоббизма. Пятым, по словам Портникова, должно быть создание открытых партийных списков для того, чтобы у руководителей политических сил не было возможности навязывать "своих" кандидатов в парламент. И последнее – это жесткие санкции против всех тех, кто уклоняется от исполнения законодательства, начиная с выплаты налогов после вышеупомянутой амнистии капиталов.

Это настолько все просто и элементарно, что если бы я был руководителем ответственного правительства, я бы за 365 дней сделал бы эту страну Румынией или Польшей, но на это нет общественного запроса,
– сказал Портников.

Первый шаг против коррупции

По мнению директора Института демографии и социальных исследований им. Птухи НАН Украины Эллы Либановой, электронное декларирование состояния чиновников это только первый, но важный шаг в борьбе с коррупцией.

То, что со следующего года, это распространят на всех государственных служащих – я не вижу в этом ничего плохого. Абсолютно нормальная практика. Если они справятся в этом году с анализом деклараций 1-2 категории, то дальше справятся и со следующими
– сказала она.

И не полагаясь даже на наших западных партнеров, у гражданского общества достаточно рычагов давления – если не на власть, то на общественное мнение. Украинская власть, когда на нее начинают давить – прислушивается. Ведь, отмечает эксперт, рефлексия у власти все же есть.

Читайте также: Е-декларирование: как "бедные" чиновники оказались богатыми миллионерами