10 ноября 2025 года уже вошло в историю как дата обнародования украинскими правоохранителями одного из крупнейших коррупционных разоблачений за время независимости. Около 100 миллионов долларов – в такую сумму НАБУ оценило схему, которую провернула преступная группировка, связанная с высшим политическим руководством страны.
Пока продолжается обработка тысяч часов пленок, вручение подозрений и досудебное расследование, важно понять, что сделало возможным "Шлагбаум" – схему, из-за которой украинская энергетическая система подошла к зиме значительно менее защищенной, чем должна была бы.
Как именно работал этот механизм? Почему не только Энергоатом, но и другие компании, о которых мы пока не знаем, могли пользоваться лазейками в законах? Что нужно сделать государству, чтобы защитить себя от подобных скандалов в будущем?
Журналисты 24 Канала проанализировали более пяти сотен судебных решений, обнаружили частичный перечень предприятий, который до сих пор скрывают от публичного доступа, но именно они – в зоне риска. Мы также поговорили с экспертами и проанализировали законодательство, чтобы максимально четко ответить на вопрос, что именно сделало возможным коррупцию таких масштабов.
Законодательная норма стала коррупционной схемой
В последние недели внимание широкой общественности приковано к конкретным именам: Миндича, уже бывших министров Галущенко, Гринчук и Чернышова, а также других "Теноров" и "Решиков", которые в случае доказательства вины, должны понести справедливую ответственность.
Более незамеченным прошел факт – откуда взялась законодательная база, что сделала возможной схему "Шлагбаум", как именно она работала и как законодательство до сих пор позволяет Энергоатому диктовать требования бизнеса.
По словам НАБУ, "Шлагбаум" действовал при привлечении подрядчиков к выполнению работ или поставки продукции для Энергоатома. Если компании хотели получить оплату за уже оказанные услуги или поставленные товары, они должны были "поделиться" с участниками схемы – то есть заплатить откат в размере примерно 10 – 15% от суммы контракта.
В противном случае контрагентам фактически перекрывали доступ к средствам: платежи блокировались до тех пор, пока бизнес не соглашался на условия.
Ну что, "денег нет", "дайте денег"... А я говорю: "Не дам, домашнее задание надо выполнить",
– так фигурант пленок "Тенора" называл "домашним заданием" откат.
Почему же контрагенты через суд не взыскивали долги с Энергоатома? Хороший вопрос: наверное, каждый украинец, у кого были долги за коммуналку, ждали судебного иска и ареста счетов.
Нюанс заключается в том, что Энергоатом на время военного положения оказался в перечне компаний, с которых невозможно взыскивать задолженности в принудительном порядке.
Официально это называется мораторием на исполнительные производства. Появилась соответствующая инициатива в первый год после начала вторжения.
Потом к ней еще и добавился мораторий на банкротство, который в мае 2024 года Верховная Рада приняла почти минимально необходимым количеством голосов, защитив от банкротства государственные объекты критической инфраструктуры.
Еще на том этапе об Энергоатоме вообще не шла речь ни в контексте моратория на банкротство, ни моратория на исполнительные производства.
Однако уже через несколько месяцев, как описал ситуацию народный депутат Ярослав Железняк, энергетический гигант стал соисполнителем подряда для Нацгвардии, что и позволило ему попасть в "список избранных" – компаний, которые могут не платить долги на время военного положения.
Через год, в июне 2025 года, Энергоатом исключают из этого перечня из-за отсутствия надлежащего договора субподряда, о чем также информирует нардеп Железняк, обвиняя в продвижении соответствующего решения лично уже бывшего министра энергетики Германа Галущенко.
Приказ об исключении Энергоатома из перечня предприятий, которые могут не платить долги во время войны / Телеграм-канал "Железный нардеп"
Однако есть то, что избранник подробно не объясняет, хотя это важная деталь. Фактически Энергоатом по состоянию на декабрь 2025 года и дальше остается в "списке избранных", несмотря на якобы изданный приказ об исключении компании из перечня. Как так?
Журналисты 24 Канала нашли в судебном реестре дело #320/39743/25 и проанализировали его. Это дело, в рамках которого Энергоатом подал заявление о временном приостановлении действия приказа об исключении. Первая инстанция отказала, но апелляция стала на сторону компании, приостановив действие приказа до окончательного решения.
Суд согласился с аргументами о рисках после отмены моратория. Собственно, против Энергоатома возобновили 289 исполнительных производств и открыли еще три на:
- 367 миллионов гривен
- 7,4 миллиона евро
- 1,8 тысячи долларов
Это создало реальную угрозу массовых взысканий и банкротства.
Юристы Энергоатома отмечали, что масштабные производства на сотни миллионов могли бы остановить работу компании, которая является оператором четырех АЭС и на 90% отвечает за сохранение доступной для населения цены на электроэнергию.
Реализация оспариваемых приказов приведет к прекращению функционирования акционерного общества НАЭК "Энергоатом",
– указано в решении суда.
Итак, фактически ничего не мешает "Шлагбауму" функционировать до сих пор, когда уже есть обнародованные пленки и общество знает о масштабах возможной коррупции в Энергоатоме. Конечно, сейчас ничего не остается, кроме того, как ожидать окончательный вердикт суда в этом деле.
Но не факт, что он будет скоро и не факт, что подобный "Шлагбаум" не действует на других предприятиях, которые есть в "списке избранных".
Самая большая проблема с "законными должниками"
В сентябре 2025 года Министерство стратегических отраслей промышленности прекратило выполнение своих функций – то есть было окончательно ликвидировано. Именно оно отвечало за создание "списка избранных", списка "законных должников", а официальным языком:
"Перечня предприятий, которые являются должниками по исполнительным производствам, совершение исполнительных действий по которым останавливается в период военного положения".
Проблема с этим перечнем в том, что он не доступен для широкой общественности – то есть является информацией с ограниченным доступом, а проще говоря, является секретным.
С одной стороны, это выглядит логично, поскольку в перечне есть компании, связанные с оборонной сферой. А с другой стороны, честно ли это в отношении бизнеса, который подается на подряд к условному Энергоатому и только постфактум узнает, что не может с него взыскать долг?
Мы обратились в Министерство обороны Украины, которое является правопреемником Минстратегпрома, отправив запрос о комментарии в Управление массовой информации. Также в течение нескольких недель пытались связаться с ведомством через представителя Ореста Дрималовского. По состоянию на дату публикации этого материала ответа не получили.
К тому же остается открытым вопрос: действительно ли информация о пребывании той или иной компании в "списке избранных" является настолько чувствительной, чтобы ее полностью закрывать от общества?
В этом перечне нет данных о видах работ, объемы производства, маршруты поставки продукции для Сил обороны или другой информации, которая могла бы представлять серьезный риск для обороноспособности.
Фактически он содержит только один параметр: можно списывать долг с компании или нет.
Кроме того, определить, входит ли определенная компания в "перечень", можно несколькими способами, пользуясь открытыми данными. Это само по себе ставит под сомнение целесообразность делать что-то официально секретным, если в других публичных источниках эта информация фактически не является закрытой.
- Во-первых, стоит обратить внимание на количество актуальных исполнительных производств по компании. Если их много и исполнение по значительной части остановлено – это красный флажок.
- Во-вторых, судебный реестр. Некоторые кредиторы все же идут в суд, когда предприятия отказываются платить долг, и пытаются добиться возобновления списания в таких производствах. Спойлер: это почти никогда не заканчивается успехом.
За последние недели мы проанализировали более полтысячи судебных решений, в которых упоминается "перечень" и связанные с ним исполнительные производства. В результате удалось идентифицировать 15 компаний (кроме упомянутого Энергоатома), которые могут не платить долги на период военного положения.
Среди "секретного списка избранных" оказались такие известные гиганты, как Укрнафта и Укртатнафта, которых Минстратегпром внес в перечень еще в марте 2023 года. И это действительно могло бы выглядеть как тайна, если бы Министерство обороны открыто не заявляло, что Укрнафта поставляет топливо для армии – то есть выполняет оборонные заказы.
Среди других компаний, информация о которых доступна в судебном реестре и которые официально позиционируют себя как предприятия оборонно-промышленного комплекса: "Мотор Сич", львовский завод "Лорта", "Спецтехноэкспорт", КАРЗ, "Радиоприбор", внешнеторговая фирма "Прогресс", ПМЗ имени Макарова, "Укринмаш", "Завод 410 ЦА", Одесский авиационный и Житомирский бронетанковый заводы.
Также в перечне – акционерные общества "СМНВО-Инжиниринг", в отношении которого открыто дело о банкротстве, и "Украинские энергетические машины", которое (как и Энергоатом) не до конца понятно, почему оказалось в этом списке, ведь занимается изготовлением продукции для электро-, гидро- и атомных станций.
Как мораторий консервирует долги для избранных
По нашим подсчетам, рекордсменом среди компаний, с которых через суд пытались списывать долг, является Южный машиностроительный завод имени Макарова.
Предприятие имеет просроченную задолженность перед государственным бюджетом в почти 2 миллиарда гривен. Появилась она из-за кредита, взятый под государственную гарантию у британской компании Colvis Finance в далеком 2004 году.
Для его спасения (ПМЗ имени Макарова, – 24 Канал) Верховная Рада даже приняла законопроект #3697, который предусматривает выделение заводу 2,3 миллиарда гривен для пополнения уставного капитала,
– писали аналитики VoxCheck в мае 2021 года.
В том же месяце Государственная налоговая служба выиграла в первой инстанции иск против предприятия по взысканию долга. Однако потом была апелляция, начало полномасштабного вторжения, внесение ПМЗ имени Макарова в "перечень избранных". В конце концов за 4 года судебный процесс дошел до кассации в Верховном суде, которая стала на сторону истца.
В то же время чрезвычайно интересным с юридической точки зрения является спор между Укртатнафтой и компанией "Юнайтед энерджи". По договору 2021 года "Юнайтед энерджи" должна была получить нефтепродукты на 1,6 миллиарда гривен, но поставки сорвались из-за форс-мажора: российской агрессии и разрушения технологических установок.
Первая и апелляционная инстанции стали на сторону "Юнайтед энерджи", указав, что форс-мажор не освобождает от обязанности вернуть долг. Однако кассационный суд принял решение в пользу Укртатнафты. Хотя, даже при другом результате, компания все равно не смогла бы реально взыскать средства: исполнительные производства по Укртатнафте заблокированы мораторием.
К слову, что касается самого количества открытых или остановленных исполнительных производств, то в ПМЗ имени Макарова их 756 по состоянию на конец ноября 2025, а в Укртатнафты – 18. Подробнее смотрите на инфографике, созданной 24 Каналом с помощью опубликованных на платформе YouControl данных.
Отдельная история, когда компании из соответствующего перечня начинают судиться друг с другом. Скажем, Львовский государственный завод "Лорта" должен Специализированной внешнеторговой фирме "Прогресс" 5,2 миллиона гривен по делу #910/6886/23 по соглашениям от 2020 года.
Или Спецтехноэкспорт пытался взыскать с Житомирского бронетанкового завода около 3 миллионов гривен (с основной суммой долга, процентами и судебным сбором) по договору, который был подписан в 2016 году и касался участия завода в выставке в Индии.
Эксперт по денежным спорам и руководитель департамента судебной практики команды "Алексеев, Боярчуков и партнеры" Назарий Адамчук считает соответствующие кейсы очень показательными:
Этот пример (со Спецтехноэкспорт и Житомирским заводом, – 24 Канал) показывает абсурдность ситуации: предприятия государства судятся между собой, а правила игры настолько запутанные, что даже суды вынуждены двигаться "минным полем".
В то же время Адамчук, как и многие его коллеги из экспертной среды, в целом выступает против мораториев и конкретно этой законодательной инициативы. Но об этом – позже. Пока стоит отметить другое: из-за моратория иногда не могут завершиться взыскания, тянущиеся десятилетиями и касающиеся абсолютно пустяковых, по меркам сегодняшнего дня, сумм.
Показательный пример – дело между госпредприятием "Радиоприбор" и компанией "Улисс-Тур". Фирма купила на торгах большой комплекс оборудования, полностью его оплатила, но так и не смогла получить доступ к имуществу. Суд еще в 2015 – 2016 годах и в первой инстанции, и в апелляции обязал "Радиоприбор" передать оборудование покупателю, однако выполнение постановления проигнорировали.
За десять лет в рамках этого дела было принято более сотни решений. Это особенно абсурдно, если посмотреть на масштаб: 461 тысяч гривен в 2012 году – это около 57 тысяч долларов, а в 2025-м – уже только примерно 11 тысяч долларов.
Кроме того, мораторий создает проблемы и для иностранных компаний из стран, партнерство с которыми является критически важным для нашей обороноспособности.
Показательным в этом контексте является спор между государственным чешским предприятием Lom Praha s.p. и украинским Укринмашем. Чехи еще в 2022 году получили у себя финальный вердикт суда о взыскании с Укринмаша более 131 тысячи долларов долга, процентов и судебных издержек. Но фактически это решение годами оставалось невыполненным, несмотря на то, что в двустороннем договоре между Украиной и Чехией прямо прописана обязанность сторон признавать такие судебные решения.
Укринмаш пытался объяснить задержку военным положением, валютными ограничениями НБУ и собственным статусом оборонного предприятия. Однако в июле 2025 года украинский суд отверг эти аргументы и разрешил принудительное исполнение чешского решения. Позже суд частично удовлетворил и требование чехов о компенсации расходов на правовую помощь.
Коррупционные риски, с которыми стоит бороться
Уже упомянутая выше кажущаяся "секретность" списка законных должников, за который сейчас отвечает Министерство обороны, является очевидным коррупциогенным фактором, который бросается в глаза.
Одним из ключевых направлений стратегии по борьбе с коррупцией в течение последних 10 лет было повышение прозрачности государственных органов. Война и потребность в чрезвычайной секретности внесла коррективы в этот план, но возникает вопрос ко многим решениям и конкретно этого "перечня": действительно ли он должен быть закрытым?
Вместе с тем любовь нашего государства к мораториям критикуют экспертные круги. Юрист Назарий Адамчук считает, что такими шагами подменяют реальные системные изменения:
Моратории – популярный инструмент в руках украинского законодателя. В Украине действует десятки мораториев, некоторые из них действуют более 20 лет, это быстрый и простой способ "потушить пожар" без всякой реформы.
Эксперт отмечает, что мораторий на исполнительные производства категорически не должен действовать в нынешнем виде, ведь начинает разрушать экономику государства изнутри. Если его не пересмотреть, то нас может ожидать:
- хроническая неплатежеспособность госпредприятий;
- деградация корпоративного управления;
- падение стоимости активов;
- потеря инвестиций и доверия бизнеса;
- рост коррупционных практик.
Также международные эксперты критикуют экономические инициативы украинского парламента, связанные с мораториями. В мае 2023 года Международная торговая палата обратилась к Руслану Стефанчуку с просьбой отправить на доработку законопроект о моратории на банкротство государственных объектов критической инфраструктуры.
Аналитики отмечали, что документ может навредить энергетической сфере. Фактически он убирает гарантию платности, а это означает, что поставщики угля, газа или оборудования просто не будут работать с государственными операторами – слишком высокий риск не получить деньги и не иметь механизмов защиты в суде.
Как мы убедились из анализа судебных решений, все эти описанные проблемы не являются надуманными. Также разоблачение НАБУ масштабной коррупции в Энергоатоме подсветило проблему с "Шлагбаумом" и мораторием, что его сделал возможным.
Журналисты 24 Канала обратились в Национальное антикоррупционное бюро с запросом определить свою позицию относительно законодательства и возможных изменений, которые бы защитили государственные компании от коррупционных практик. В НАБУ ответили, что обрабатывают часы материалов, которые были получены в ходе операции "Мидас", которая длилась более 15 месяцев.
После завершения соответствующей работы мы планируем подготовить предложения и рекомендации по внесению изменений в законодательство, в частности для предотвращения служебных злоупотреблений в энергетике,
– говорится в ответе.
Ответ НАБУ по операции "Мидас" и законодательным изменениям / 24 Канал



