Как государственный "Спецтехноэкспорт" научился поставлять авиазапчасти из "ниоткуда"
Государственное предприятие "Спецтехноэкспорт" поставляло индийской государственной компании Hindustan Aeronautics Limited запчасти с фиктивных фирм, чьи владельцы подписывали документы за 200 гривен.
Об этом говорится в сюжете Леси Ивановой "Взлетно-залетные" для программы "Наши Деньги с Денисом Бигусом", пишет Bihus.info.
Официальный владелец и директор ООО "Инсайдерс" Виктор Довгопол рассказывает, как за копейки стал подставным бизнесменом: "Я никакого участия (в деятельности фирмы, – "24") не принимал. Это просто меня за деньги попросили подписать бумажки некоторые, но не говорили, что это фирма. В общем заплатили 800 гривен. Подписать – подписали, деньги получили, никаких проблем. А потом как началось, до суда дошло".
Похожая история и у "владельца" компании" "Эй Джейси" Владимира Голошивца: "Надо было деньги, просто стал бы этим – соучредителем, и потом это закрылось все. Там двести пятая (приговор по ст.205 УК, фиктивное предпринимательство, – "24") . Там очень много людей у нас на районе вот так "попали", грубо говоря".
Читайте также: Каждый гражданин имеет право на жилье, – Полторак прокомментировал недешевую недвижимость своей тещи
Юрий Бородай, еще один фиктивный "владелец" фиктивной фирмы, вообще со слов его сожительницы подписал учредительные документы на ООО "Квант Виюр" в нетрезвом состоянии: "Его тогда так подставили, он уже и отсидел за это – условно отсидел. Пьяный был, подписал документы. За 200 гривен. Он здесь вообще ни при каких делах. Он просто подписывал "под этим делом", а что он подписывал, он и сам не знал".
В 2015 году группа фиктивных компаний, среди которых и указанные выше, начинает торговать техникой. Неизвестно где они разживаются запчастями к военной авиатехнике: самолетам Ил-38, истребителям Су-30 и вертолетам типа "Ми". Эти детали, по документам, они продают и поставляют компании УТМГ.
В свою очередь УТМГ продает запчасти государственной авиастроительной компании Индии Hindustan Aeronautics Limited. Экспорт за комиссионерским договором оформляет ГП "Спецтехноэкспорт" – государственная компания из структуры концерна "Укроборонпром", занимающаяся экспортом оружия и товаров военного назначения.
В том же году этими поставками интересуется Следственное управление Киевской фискальной службы. Фискалы начинают уголовное производство за уклонение от уплаты налогов. Закупку военных товаров у "фиктарей" признали бестоварной, ведь на допросах "директора" и "владельцы" фирм-поставщиков признались, что оформили на себя фирмы за деньги и никаких запчастей никому не поставляли.
В то же время следствие выявило, что несмотря на отсутствие товара, УТМГ перекачала на "прокладки" около 38 миллионов гривен, которые те вывели в наличные. Это привело к безосновательному формированию налогового кредита и неуплате УТМГ более 3 миллионов гривен налогов. Однако последние активные действия в рамках производства годичной давности.
Читайте также: Бывший российский бизнесмен и украинский нардеп летают одним самолетом: фотодоказательство
Между тем УТМГ выиграло у налоговиков суд, доказав, казалось бы, невозможное: что фиктивность поставщика не значит фиктивность поставки им товаров. Предоставить документы о сотрудничестве с "фиктарями" УТМГ не смогла, ее всю в 2015 году якобы кто-то похитил. Но предоставила суду документы о дальнейшей реализации запчастей за границу через государственную компанию. Суд пришел к выводу, что, несмотря на доказанную фиктивность поставщиков, фиктивность их хозяйственной деятельности не доказана, и отменил налоговое уведомление.
Из источников программы на таможне удалось узнать, что именно "Спецтехноэкспорт" отправлял на "Хиндустан" в 2015-2016 годах. Это в основном действительно были ремкомплекты к самолетам МиГ-21 и Су-30, к авиационным двигателям Р-25 (МиГ) и ГТДЭ-117-1МО (МиГ и Су-30) – запчасти от индукционных двигателей, реле и насосов до мелочи вроде связи, клапанов и заглушек.
Справка. Самолеты Ил-38 изготавливались в Советском Союзе в 60-70-х годах, истребитель Су-30 с 1990-х собирают в России, его базовую модель – Су-27 – начали еще в 1980-х в Союзе, а МиГ-21 и 27 (а именно такие приняты на вооружение в Индии и по лицензии собираются "Хиндустаном") также начали собирать при Союзе. То есть речь идет о советской и постсоветской авиации.
Военный эксперт и бывший сотрудник Генштаба полковник запаса Олег Жданов объясняет феномен магического появления таких запчастей у "фиктарей" просто – складские запасы Вооруженных сил: "На сегодняшний день на складах есть огромное количество еще мелких запчастей. Возраст этих запчастей уже приближается к 50 годам. Стандартный срок эксплуатации в ВС СССР и Украины – 25 лет. Поэтому через 25 лет можно смело брать лист бумаги, создавать комиссию из трех человек и списывать эти детали. И так получается, что на бумаге они списаны, то есть на учете их нет, реально они есть и совершенно новые, ни разу не были в использовании".
Читайте также: Как разработчики законопроекта об оффшорах объяснили документ
Далее товар можно неофициально продать за кэш, "отмыв" его появление ниоткуда через "фиктарей" и "липовые" документы, рассказывает Жданов: "Для того, чтобы "материализовать" запчасти или комплектующие, на них надо выписать документы, но уже без учета их движения по складу. По актам проведения, которые списали / утилизировали, а для того, чтобы их передать какой-то фирме, их надо легализовать. Выписываются накладные без учета движения по складу. Вот отсюда и берутся такие партии комплектующих. Отсюда и их "материализация" через подставные фирмы".
При этом отследить, откуда именно взялись детали, можно не всегда. Крупноузловые агрегаты – двигатели, шасси, пульт управления – можно идентифицировать по серийному номеру. У мелких деталей, таких как в нашем списке, такого маркера нет.
Все, что перечислено в этом списке, не имеет серийного номера. Это расходный материал, это детали, которые меняют по мере износа. И на сегодняшний день, даже если вы где-то по номенклатуре состава определите, что у них там пару лет назад числилось 10 тысяч реле, а сейчас 5 тысяч реле где-то по документам выставили на продажу или на поставку в Индию, и это как-то можно привязать – информацию о том, где / какая была номенклатура состава вам Министерство обороны не даст под видом секретности. Поэтому сегодня можно даже не пробовать отследить наличие этих комплектующих на складах,
– говорит Жданов.
Сейчас фирма УТМГ выведена из Киева в Чернигов и находится в состоянии ликвидации. При этом "Спецтехноэкспорт" – не единственная компания концерна "Укроборонпром", которая перечисляла деньги на УТМГ. По данным Bihus.Info, транши на эту фирму до последних дней перед ликвидацией шли также от четырех бронетанковых заводов. В целом речь идет о сумме минимум в 31 миллион гривен. В частности, в 2015-2017 годах Киевский бронетанковый завод перечислил на УТМГ около 9 миллионов гривен, Житомирский – 10 миллионов гривен, Львовский – 2 миллиона гривен, Николаевский – 10 миллионов гривен.
На момент описанных финансовых операций владельцем УТМГ была и сейчас является британская компания Tunbridge Developments Limited, принадлежащая кипрской Bolsdoto Holdings Limited. При этом конечный бенефициар скрытый: в украинском реестре таким указан британский юрист Роджер Дадли Ходкинсон, в английском – латвийский Олегс Тимофеевс, а в кипрском – киприот Гиоргос Американос. Вместе с тем, компания имеет множество косвенных связей с известным бизнесменом Александром Юраковым. Последний известный как экс-депутат Киево-Святошинского райсовета ( "УДАР") и помощник народных депутатов от "Радикальной партии". В начале 2000-х Юраков возглавлял компанию "Укртранслизинг", именно тогда с ее помощью провернули схему с отчуждением у государственной "Укрзализныци" грузовых вагонов. Позже компании Юракова зарабатывали на тендерах Фонда соцстраха, а сейчас родные фирмы его жены зарабатывают на тендерах аэропорта "Борисполь".
Так, на указанный выше Tunbridge в 2007-2013 годах была записана доля компании ООО "Л.И.Т. ГРУПП". В этот период компанию возглавлял в качестве директора Юраков. Сегодня УТМГ на судах представляет личный адвокат Юракова Наталья Писемная. Именно на нее в 2011-2013 годах оформляли фирму-клон УТМГ – ООО "Универсальная транспортно-машиностроительная группа". Директором в ней от основания и до 2015 года был сам Юраков. Ранее фирмы были приписаны в одном бизнес-центре по улице Жилянская, 101. Позже "Универсальная" перерегистрировалась на Мельникова, 81а. Однако, когда налоговики проводили обыски УТМГ по делу с фиктивными поставщиками авиадеталей, то обыскивали не только место официальной приписки на Жилянской, но и новый офис "клона" на Мельникова. В судебном постановлении фискалы назвали его глубоко законспирированным "дополнительным офисом" УТМГ, организованным "с целью сокрытия своей противоправной деятельности".
Сам Александр Юраков в ответ на запрос "Наших Денег" заверил, что УТМГ и иностранные компании в структуре собственности этой фирмы не его: "Большинство юридических лиц, названия которых присутствуют в вашем запросе, мне известны, поскольку я предоставлял им юридические и адвокатские услуги. При этом никакого отношения к коммерческой деятельности указанных предприятий, согласно предоставленным ими поручениям, я не имел и не имею".
В "Спецтехноэкспорте" общаться с журналистами на камеру о сотрудничестве с УТМГ отказались. Ограничились письменным ответом, в которой отметили, что работают с этой компанией уже 6 лет, а все остальное – конфиденциально.
Полный выпуск расследование программы "Наши деньги с Денисом Бигусом" смотрите здесь.