Как "Украинские соколы" стали одной из лучших пилотажных групп мира
"Украинские соколы" – в прошлом одна из лучших пилотажных групп мира. От их виражей у зрителей кружилась голова.
За штурвалом боевых истребителей Ми-29 на скорости 700-800 километров в час они выполняли бешеные виражи.
В 1992 году украинских летчиков пригласили на авиашоу в США и Канаде. Зрителей поразило мастерство украинцев, а диаспора получила возможность рассказать своим друзьям про неизвестную тогда страну.
Виктор Россошанский – руководитель "Украинских соколов" и один из пилотов. По возвращении домой подал рапорты Министерству обороны с предложением создать пилотажную группу. И когда в 1995 году получил разрешение, взялся отбирать не просто пилотов, а настоящих асов, влюбленных в небо.
Россошанский пробыл за штурвалом 2500 часов на самолетах 40 типов, и это он в свое время учил пилотов сажать судна на 100 метровую палубу авианосца "Адмирал Кузнецов".
Читайте также: "Булат" стал основным боевым танком украинской армии
Некоторые считали, что "соколам" передали особые самолеты с новейшими бортовыми компьютерами, поэтому они так успешны. Однако это было не так – команда извлекла максимум из обычных МиГов.
Украинцы пытались выработать собственный стиль, чтобы не быть похожими ни на российских "Стрижей", ни на американских "Голубых ангелов". В середине 90-х годов "Украинские соколы" были одной из пяти пилотажных групп в мире, что выступает на боевых машинах.
Их постоянно приглашали на авиашоу в Великобритании, Чехии, Турции, а команду относили к мировой пилотажной элите. Даже соперники вынуждены были отдать должное мастерству пилотов.
Впрочем, не все было безоблачно. Во время тренировочного полета один из "соколов" разбился. Тогда подтвердится неписаное правило, что в пилотажных группах не стоит летать больше двух лет, ведь притупляется чувство опасности.
Читайте также: Василий Стус: поэт, поразивший советский режим своей несокрушимостью
Уже в начале 2000-х годов Министерство обороны решило, что "Украинские соколы" – слишком дорогое для него удовольствие. Ведь за один полет шестерка сжигала около 10 тонн авиатоплива, а подготовка одного пилота группы обходится в 5 миллионов долларов. Пожалуй, окончательным аргументом стала Скниловская катастрофа.
В 2002 году группу асов-истребителей расформировывают "в связи с недостаточным финансированием". Воскресить ее планировали и Ющенко, и Янукович, но дальше планов дело не продвинулось. Хотя, как показывают последние видео украинских пилотов, нам есть из кого снова набирать группу.