Крупным планом: Почему ям на украинских дорогах становится только больше?
Почему ям на украинских дорогах все больше и никак с этим не справиться? Ответ на данный вопрос должны дать специальные исследовательские компании. Государственное предприятие "Укравтодор" заплатит почти 10 миллионов гривен, чтобы понять, почему не удается вовремя залатать выбоины на дорогах.
"Дорцентр", который будет исследовать проблему невозможности своевременного ремонта украинских дорог, входит в структуру "Укравтодора". То есть более 2 миллионов гривен госпредприятие фактически заплатит себе. Но за что именно, какие будут проводить работы и по каким технологиям, в "Укравтодоре" сообщить отказались. Дескать, такой информации еще нет.
"Финансирование работ будет осуществляться за счет средств спецфонда госбюджета, предназначенных для финансирования развития сети и содержания дорог. Основной целью научных исследований является наиболее своевременное и полное удовлетворение потребностей дорожного комплекса в новых прогрессивных технологиях", - сообщили в пресс-службе "Укравтодора".
За два года "Укравтодор" на научные исследования уже потратил более 40-ка миллионов гривен. Впрочем, это не помогло сделать безопасными украинские дороги. Качество даже построенных путей критически низкое, - говорит эксперт Геннадий Рябцев, ведь нередко строят с нарушением всех норм. Согласно ГОСТу, толщина асфальтового покрытия должна быть 10-12 см, тем не менее, строители экономят. Слой худеет на половину - до 5-ти см. А асфальт кладут прямо на песок.
"Если в Китае строится дорога, то гарантии, которые предоставляют те, кто строят эту дорогу, - 20 лет. У нас она 2-3 года. Осуществляют ремонт, когда дорога больше всего загружена. Когда на дворе 25-30 градусов тепла и асфально-бетонное покрытие - оно вообще не застывает. Оно расползается тут же, как прошел каток ", - рассказал заместитель директора научно-технического центра " Психея " Геннадий Рябцев.
Асфальт в городах сползает после очередного ливня или снежной и морозной зимы. В частности, в столице он чуть ли не ежедневно проваливается, образуя огромные ямы посреди дорожного полотна. Эксперты подсчитали, что строительство одного километра дорожного покрытия Украины чуть ли не самое дорогое в Европе - почти 5 миллионов долларов. В странах ЕС цена почти вдвое ниже.
Но о новых дорогах украинцам приходится только мечтать. Хотя каждый год в дорожные ямы закапываются миллиарды.
В этом году, говорят в "Укравтодоре", на то, чтобы хоть как-то подлатать дорожное решето, потратят более 5-ти миллиардов гривен. В следующем году за починку путей из кармана налогоплательщиков вытянут уже 10 миллиардов. Это при том, что каждый водитель с каждого литра топлива платит в среднем почти четыре гривны в дорожный фонд.
Городские дороги надолго могут остаться без ремонта. "Укравтодор" решил передать автодороги регионального значения на баланс местных властей.
"Это принцип, который находится в управлении многих европейских стран. И даже у наших северных соседей - Беларуси и России. Неправильно, когда решения по ремонту того или иного участка между двумя селами принимаются в Киеве и ресурсы распределяются в Киеве ", - говорит председатель " Укравтодора " Евгений Прусенко.
Между тем эксперты бьют тревогу: региональные автодороги сейчас в худшем состоянии за все годы независимости. В областях не могут решить даже элементарные дорожные проблемы. Например, в селе Грушевка на Буковине три года назад мост смыло наводнением. Селяне переходят реку вброд или идут в обход 12 километров.
По данным Кабинета Министров, капитального ремонта требуют 97% украинских дорог. В "Укравтодоре" заявили, что на это нужно 500 миллиардов гривен. Годовой бюджет Украины меньше этой суммы на 100 миллиардов.