Детство и первая работа

Ли родился 15 октября 1924 в городе Аллентаун, штат Пенсильвания. Его родители были эмигрантами из Италии, которые всю жизнь работали не покладая рук для того, чтобы достойно жить. Именно отец научил парня усердию и самодисциплине. Ли знал с детства, что для достижения успеха нужно всегда учиться и много работать.

Читайте также: Авария на Фукусиме-1: факты о жуткой катастрофе в Японии

Уже в десять лет юный Ли начал зарабатывать. В своей автобиографии он вспоминает об этой нехитрой работе. По его словам, в Аллентауне тогда открылся один из первых в стране супермаркетов. После школьных занятий он со своими друзьями выстраивались с красными тележками у его дверей и предлагали покупателям за небольшую плату довезти продукты им домой.

лі якокка форд
Ли Якокка

Впоследствии, в подростковом возрасте Ли начал работать в фруктово-овощной лавке. Он просыпался до рассвета, чтобы доставить товар с оптового рынка в магазин. За 16-часовую смену парень получал оплату в размере 2 долларов, а также мог принимать такое количество продуктов, которое осилил бы дотянуть после тяжелого рабочего дня домой.

В 15 лет, Ли серьезно заболел. Ревматизм, который в те времена считали практически неизлечимым, на долгое время приковал парня к кровати. Однако Ли боролся с болезнью и все-таки его состояние улучшилось.

Из-за диагноза юного Якокка не взяли на службу в армию, поэтому сразу после окончания школы, он поступил в Лихайский университет. За исключительные старания и отличные результаты его впоследствии пригласили в Принстонский университет, где он и закончил изучать специальность инженера. Именно тогда его, как одного из лучших выпускников, пригласили на стажировку в компанию Ford, где он в дальнейшем и задержался на долгие 29 лет.

Свой путь в компании Ford Ли Якокка начал с должности автоконструктора. Однако, быстро понял, что все эти макеты, чертежи и схемы – не его страсть. Ли стремился к взаимодействию с людьми, поэтому через некоторое время устроился на должность менеджера по продажам легковушек в одной из филиалов компании.

В его обязанности входило: обзванивать агентов из службы проката автомобилей и убеждать их закупать машины именно в Ford. Для того, чтобы достичь успеха, Ли постоянно работал над собой и прилагал большие усилия для совершенствования своих коммуникативных навыков. Якокка быстро стал специалистом в этой сфере и через некоторое время уже учил этому делу молодых работников. Затем его назначили руководителем отдела сбыта в филиале в Филадельфии.

Ford и создание Mustang

Карьера Ли стремительно продвигалась вверх, однако в середине 50-х годов компанию ждал сложный период. Ухудшение состояния экономики в стране значительно повлияло на продажи авто, показатели были практически нулевые. Однако Якокка сумел использовать эту ситуацию на пользу, как для себя, так и для компании. Он предложил руководству гениальную идею, которая до тех пор не практиковалась ни в одной фирме.

Стоит внимания! Впечатляющая история афериста, дважды продавшего Эйфелеву башню

Замысел состоял в том, чтобы продавать авто за первым взносом, который составлял 20% от общей стоимости, а остальную сумму разбить на равные части, которые покупатели будут выплачивать ежемесячно, на протяжении нескольких лет. Внедрение такой системы резко увеличило объемы продаж, а Ли назначили руководителем главного округа сбыта.

форд ли якокка
Генри Форд ІІ и Ли Якокка

На этой должности он тоже не задержался и вскоре стал вице-президентом и главным управляющим компании. Оценив рыночную ситуацию и спрос клиентов, Якокка пришел к выводу, что в арсенале Ford не хватает спортивного авто, которое было бы доступным для молодой целевой аудитории. Таким автомобилем в активе компании становится Mustang.

мустанг форд
Легендарный Ford Mustang

Продажи этой модели стали настолько большими, что под ее производство пришлось адаптировать несколько отдельных заводов. В течение первого года было продано рекордное количество – 420 тысяч автомобилей, а компания получила прибыль в размере миллиарда долларов.

якокка мустанг
Ли Якокка представляет Mustang на Нью-Йоркской выставке в апреле 1964 года

После того, как Якокка занял место президента компании, Ford начал получать невероятную прибыль, а их авто были признаны потребителями одними из лучших в отношении качества и цены. Однако талант менеджера и невероятный успех вскоре повлияли и на окончание карьеры Ли в этой компании. Летом 1975 года Ли узнал о своем увольнении. Генри Форд-младший решил избавиться от успешного руководителя, вероятно, из-за того, что не любил конкуренции.

Работа в Chrysler

Но безработным Якокка оставался не долго. Практически сразу на него посыпались предложения от различных компаний. Тогда Ли избрал пост главы директоров компании Chrysler. Впоследствии он написал, что если бы знал, что его ожидает, то скорее купил бы кольт и застрелился.

Причиной этому была тогдашняя ситуация в компании. Chrysler понесла огромные убытки, качество авто было ужасным, а бухгалтерия неурегулированной. Однако Якокка не сдался. Он заменил половину совета директоров, новых молодых работников и опытных специалистов, которые давно мечтали работать с менеджером такого уровня. Ли твердо решил возродить компанию.

Однако зимой 1979 года весь автомобильный рынок постигло еще одно несчастье – в стране воцарился энергетический кризис. Продажи авто сократились вдвое, а финансы в компании были на критически низком уровне. Выход из ситуации и в этот раз нашел Якокка. Ему удалось убедить сенат в инвестиции в размере полтора миллиарда долларов. Однако даже такой помощи от государства было мало.

Ли пришлось значительно сократить штат, чтобы сэкономить, а также назначить для себя символическую плату: 1 доллар в год. Потребности в большом заработке у него в то время не было, ведь он и его семья до сих пор были владельцами большого пакета акций компании Ford.

В 1981 году, благодаря старанию Ли, Chrysler выпустила новую модель "К": компактный автомобиль, который расходовал всего 9 литров бензина на 100 километров. А еще через 2 года новый мини-фургон, который был признан лучшим автомобилем года. Таким образом, долг государству был уплачен на семь лет раньше указанного срока, а компания успешно развивалась.

якокка мустанг
Ли Якокка и Chrysler

Якокка всегда считал, что является профессионалом лишь в менеджерской работе. Свой пост в компании он покинул добровольно в 1993 году, утверждая, что достиг всего чего хотел, и теперь будет думать не о том, как зарабатывать, а о том – как тратить деньги.

Интересно! Пробирает до мурашек: чем запомнились автогонки Ники Лауда

Ли Якокка был не только успешным управляющим, но и признанным автором книг. Его автобиографические прозы "Карьера менеджера" и "Куда подевались все лидеры?" стали бестселлерами, а все желающие стать частью менеджмента до сих пор учатся по его советам. Легенда автомобильного бизнеса умер в возрасте 94 лет, 2 июля этого года. Газета The Washington Post со ссылкой на его дочь написала, что причиной стало осложнение вызванное болезнью Паркинсона.