Однако рано или поздно Крым снова станет украинским. О том, как вернуть полуострову, который постепенно превращается оккупационными властями в военную базу, статус курортного и туристического центра, думать нужно уже сейчас.
Сколько работы предстоит провести Украине по восстановлению туристического статуса, почему украинцам нельзя разрывать связей с крымчанами, и что происходит в Госагентстве по делам Крыма, в интервью сайту "24" рассказал экс-министр курортов и туризма АР Крым Александр Лиев, который, кстати, уже год является персоной нон-грата на территории полуострова.
Когда Крым вернется в Украину, сколько работы нам предстоит сделать по восстановлению его в статусе курорта?
Этот вопрос можно поделить на две части: материальную (состояние инфраструктуры) и нематериальную.
Что касается материальной части. Те здравницы и туристические объекты, которые не будут сейчас загружены туристами, пострадают от этого бездействия и быстро придут в упадок. Инфраструктура очень чувствительна к тому, как и какие туристы ее "юзают". Одно дело, когда это, допустим, европейцы, а другое – россияне. Например, турецкие отели, которые принимают решение ориентироваться на российских туристов, очень долго взвешивают все "за" и "против". "За" – это только платежеспособность, а "против" – много того, что имеет отношение к русской ментальности, к сожалению. Крым при нас, при мне, как при министре курортов и туризма, ориентировался на диверсификацию и на туристов из Европы. Мы открыли свои туристические офисы в Лондоне, Риге, Берлине и пытались оттуда привлекать туристов. Это был бы совершенно другой туризм. Поэтому первый вопрос – это, конечно, инфраструктура.
А нематериальная часть?
На мой взгляд – нематериальная часть будет самой важной и самой сложной.
Имидж Крыма уже серьезно пострадал. Не один регион проходил подобные ситуации – Египет, Хорватия, нечто подобное до сих пор переживает Сухум. Как показывает практика, восстановление имиджевой потери для туристического региона обходится не только очень большими деньгами, но и очень большим временем – 5-7 лет. Это время, которое для туристического бизнеса просто гигантское.
Недавно круизные компании начали предлагать круизы из Одессы к ЮБК, где города обозначены как российские. Неужели это возможно?
Я знаю об этой ситуации. Это иностранная круизная компания, которую мы уговаривали прийти на украинский рынок и совершать такие круизы по крымским городам. Три года назад компания пришла. Два года отработала нормально, стала набирать обороты и вот в прошлом году случилась аннексия. Эта компания политически незаангажированная. Она арендует корабль, который прибыл сюда из Америки - "Адриана". Менеджмент этой компании не политикой занимается, а пытается отбить то, что вложили. Причем вложили, в том числе, – и по нашей "вине", потому что мы эффективно привлекали подобные компании для круизного сообщения. Их желание я прекрасно понимаю. Но, к сожалению, отбить вложенные средства невозможно. Никаких подобных круизов не будет.
После аннексии Крыма были заявления, что это станет толчком для развития туризма в западных и южных областях страны. Насколько реально, что в Украине есть какие-то регионы, которые могут стать туристическим заменителем Крыма?
Я считаю, что это не совсем верный контекст. В стране война идет. Вопрос не в поиске замены Крыма, а в том, что большинство регионов Украины сейчас туристически непривлекательны, из-за того, что иностранные туристы, к сожалению, благодаря СМИ, не очень идентифицируют, что война идет не по всей стране, а на 5% ее территории. В том числе поляки, это если взять результаты исследований, боялись ехать во Львов, потому что в Украине война.
Проблема с туристическими потоками и с плохими туристическими сезонами заключается не в Крыму, а в войне.
Очень важная штука еще, отмечу справедливости ради, что большой туристический поток в Украине составляли россияне. И во Львове, и в Киеве, и в Одессе, и в Крыму... Около трех миллионов россиян посещали Украину с туристическими целями. Из них почти миллион четыреста – посещали Крым. Чтобы наверстать то, что мы утратили, нашей туристической отрасли нужно было бы полностью переосмыслить свои тактики и стратегии: на что ориентироваться, куда дальше двигаться на внешнем рынке.
Это если говорить про иностранных туристов. А что касается внутреннего туризма?
Что касается внутреннего туристического рынка, то его, думаю, тоже можно поделить на две части – политическая и экономическая.
Экономически альтернатива Крыму, как санаторно-курортному региону, может быть в Карпатах, как зона для пляжного отдыха – в Одессе, Херсонской области и Приазовье Украины. Они могли бы за это время очень неплохо подтянуть свои возможности. Но, к сожалению, и в Одессе, и в Херсонской области, и в Мариуполе, и в Бердянске политическая ситуация тоже не очень уравновешенная.
Вместе с этим, политический посыл, который мне кажется очень важным: украинцы не должны прекращать ездить в Крым. Мое мнение, что наоборот сейчас нужно еще больше, чем раньше, ездить в Крым. Для того, чтобы не потерять связь с нашим полуостровом, для того, чтобы не продемонстрировать, что он был не наш, а просто находился у нас, и как только его забрали – мы обиделись и отвернулись, нужно продолжать эту связь.
Получается, нужно продолжать поддерживать связи с крымчанами и, при этом, продолжать экономическую блокаду полуострова?
Да, нужно продолжать экономическую блокаду, усиливать ее. Но туристическая индустрия в Крыму – это не россияне. Это наши люди, крымчане, граждане Украины. В своем абсолютном большинстве они не ходили на референдум – я это как руководитель отрасли могу сказать. Это здравомыслящие, высокообразованные люди. Креативный класс. Терять этих людей нельзя. В прошлом году съездили в Крым около полумиллиона жителей Украины, не считая жителей востока. Ни одно жесткого эксцесса - чтобы кого-то побили или еще что-то подобное – я не слышал, хотя мониторил эту ситуацию очень внимательно. Были какие-то слухи, что машины на въезде отбирают, но все они неподтвержденные. Я в них пытался разбираться, но ни одного подтверждающего факта не нашел. Один сказал другому, а начинаешь искать фамилии первоисточника – оказывается, такого человека вообще нет. Или у кого-то чуть не забрали машину, но потому что он был пьяный за рулем и гаишники его высадили из машины и проводили на штраф-площадку.
В общем, нам нельзя разрушать эту связь с Крымом, нам нужно продолжать туда ездить.
Тем временем уже появлялась информация, что в этом году железнодорожного сообщения Крыма с материковой Украиной не будет. Думаю, это осложнит поддержание связей и дорогу в Крым…
Посмотрим. Пока еще не факт, что сообщения с Крымом не будет.
Это все должно быть реализацией государственной стратегии. Все подобные инициативы должны быть внятным стратегическим процессом, у которого есть тактика, понятные "кипиай" (КРІ, ключевые показатели эффективности, - "24") каждого тактического шага, результаты каждого шага. А не так, что какой-то министр взял и перекрыл, чего там у него было – один пришел и энергетику перекрыл, другой решил поезда закрыть. Должна быть общая комплексная стратегия по отношению к Крыму, которая должна быть направлена на его возврат в Украину.
Стратегия, которая направлена на возврат Крыма, должна опираться на людей, которые будут его осуществлять. Мы не можем вернуть Крым без людей. Это ничтожно жалкое, мелкое мышление – думать, что Крым – это просто территория. Крым – это 2,5 миллиона людей. Нам надо думать, как их вернуть сюда, как людей переубедить. А для этого нужно понимать, на кого делать ставку. Мое мнение, что делать ее можно было бы на туристическую индустрию Крыма, например. И тогда под это выстраивать тактику, а не подстраиваться по важным стратегическим вопросам под настроение кого-нибудь из министров, который решил перекрыть железнодорожное сообщение.
По Вашему мнению, у Украины сейчас такая стратегия есть?
Я не только не знаю о ней, я даже не представляю, какой орган и какими механизмами такую стратегию может разрабатывать и реализовывать.
Агентство по делам Крыма, которое было создано еще летом, до сих пор не имеет в своем штате ни одного человека. Государственное агентство при Кабмине. Ни одного человека. Они даже руководителя не назначили. При этом Министерство по делам Крыма в России уже работает год. Оно было создано в апреле.
Ну, вот это был мой следующий вопрос – прошел год с момента аннексии, а у нас, в отличие от России, ничего не происходит…
У нас конь не валялся.
Я разделяю и искренне принимаю европейский выбор Украины, но это не означает, что у нас все хорошо. Бардака меньше не стало, его стало, может, даже больше в какой-то мере. И по отношению к моему полуострову – в том числе. Как к нему относились часто и до аннексии – по остаточному принципу - так к нему сейчас и относятся. Настроение очень многих жителей и даже чиновников – "Да уже подавились бы этим Крымом, лишь бы от нас отстали". Такая политика приведет к тому, что этим людям придется делиться сначала своими женами, потом – своими детьми, потом – почками.
Что происходит сейчас в Крыму с виноделием? Информации есть много и она неоднозначная.
Виноделие само по себе – это процесс длинный. Мы сегодня можем попробовать вино, которое было произведено во время Великой отечественной войны. Думаю, когда-нибудь мы обязательно попробуем вино, которое было произведено во время аннексии Крыма.
Виноделие не останавливается. Но продажа винного материала в сегодняшних условиях аннексии невозможна. Это не страшно. Это даже хорошо. Пусть копиться винный материал, урожай был хороший в прошлом году, в этом году – даст Бог – тоже будет хорошим. Пусть храниться. У нас будут вина, которые выстоятся. Хорошему вину как раз нужно три года выстоять. Через три года, надеюсь, будем его пить и в Киеве, и во Львове, и в Симферополе.