Лиев: Кто кричит "Подавитесь Крымом", потом поделятся своими женами и почками
Прошел год с момента отказа мирового сообщества признавать аннексию Крыма Россией. 27 марта 2014 года Генассамблея ООН поддержала резолюцию, которой признается территориальная целостность Украины. Несмотря на то, что тема оккупации полуострова остается одной из самых обсуждаемых в выступлениях политиков, четкой стратегии возвращения полуострова у Украины все еще нет.
Однако рано или поздно Крым снова станет украинским. О том, как вернуть полуострову, который постепенно превращается оккупационными властями в военную базу, статус курортного и туристического центра, думать нужно уже сейчас.
Сколько работы предстоит провести Украине по восстановлению туристического статуса, почему украинцам нельзя разрывать связей с крымчанами, и что происходит в Госагентстве по делам Крыма, в интервью сайту "24" рассказал экс-министр курортов и туризма АР Крым Александр Лиев, который, кстати, уже год является персоной нон-грата на территории полуострова.
Когда Крым вернется в Украину, сколько работы нам предстоит сделать по восстановлению его в статусе курорта?
Этот вопрос можно поделить на две части: материальную (состояние инфраструктуры) и нематериальную.
Что касается материальной части. Те здравницы и туристические объекты, которые не будут сейчас загружены туристами, пострадают от этого бездействия и быстро придут в упадок. Инфраструктура очень чувствительна к тому, как и какие туристы ее "юзают". Одно дело, когда это, допустим, европейцы, а другое – россияне. Например, турецкие отели, которые принимают решение ориентироваться на российских туристов, очень долго взвешивают все "за" и "против". "За" – это только платежеспособность, а "против" – много того, что имеет отношение к русской ментальности, к сожалению. Крым при нас, при мне, как при министре курортов и туризма, ориентировался на диверсификацию и на туристов из Европы. Мы открыли свои туристические офисы в Лондоне, Риге, Берлине и пытались оттуда привлекать туристов. Это был бы совершенно другой туризм. Поэтому первый вопрос – это, конечно, инфраструктура.
А нематериальная часть?
На мой взгляд – нематериальная часть будет самой важной и самой сложной.
Имидж Крыма уже серьезно пострадал. Не один регион проходил подобные ситуации – Египет, Хорватия, нечто подобное до сих пор переживает Сухум. Как показывает практика, восстановление имиджевой потери для туристического региона обходится не только очень большими деньгами, но и очень большим временем – 5-7 лет. Это время, которое для туристического бизнеса просто гигантское.
Недавно круизные компании начали предлагать круизы из Одессы к ЮБК, где города обозначены как российские. Неужели это возможно?
Я знаю об этой ситуации. Это иностранная круизная компания, которую мы уговаривали прийти на украинский рынок и совершать такие круизы по крымским городам. Три года назад компания пришла. Два года отработала нормально, стала набирать обороты и вот в прошлом году случилась аннексия. Эта компания политически незаангажированная. Она арендует корабль, который прибыл сюда из Америки - "Адриана". Менеджмент этой компании не политикой занимается, а пытается отбить то, что вложили. Причем вложили, в том числе, – и по нашей "вине", потому что мы эффективно привлекали подобные компании для круизного сообщения. Их желание я прекрасно понимаю. Но, к сожалению, отбить вложенные средства невозможно. Никаких подобных круизов не будет.
После аннексии Крыма были заявления, что это станет толчком для развития туризма в западных и южных областях страны. Насколько реально, что в Украине есть какие-то регионы, которые могут стать туристическим заменителем Крыма?
Я считаю, что это не совсем верный контекст. В стране война идет. Вопрос не в поиске замены Крыма, а в том, что большинство регионов Украины сейчас туристически непривлекательны, из-за того, что иностранные туристы, к сожалению, благодаря СМИ, не очень идентифицируют, что война идет не по всей стране, а на 5% ее территории. В том числе поляки, это если взять результаты исследований, боялись ехать во Львов, потому что в Украине война.
Проблема с туристическими потоками и с плохими туристическими сезонами заключается не в Крыму, а в войне.
Очень важная штука еще, отмечу справедливости ради, что большой туристический поток в Украине составляли россияне. И во Львове, и в Киеве, и в Одессе, и в Крыму... Около трех миллионов россиян посещали Украину с туристическими целями. Из них почти миллион четыреста – посещали Крым. Чтобы наверстать то, что мы утратили, нашей туристической отрасли нужно было бы полностью переосмыслить свои тактики и стратегии: на что ориентироваться, куда дальше двигаться на внешнем рынке.
Это если говорить про иностранных туристов. А что касается внутреннего туризма?
Что касается внутреннего туристического рынка, то его, думаю, тоже можно поделить на две части – политическая и экономическая.
Экономически альтернатива Крыму, как санаторно-курортному региону, может быть в Карпатах, как зона для пляжного отдыха – в Одессе, Херсонской области и Приазовье Украины. Они могли бы за это время очень неплохо подтянуть свои возможности. Но, к сожалению, и в Одессе, и в Херсонской области, и в Мариуполе, и в Бердянске политическая ситуация тоже не очень уравновешенная.
Вместе с этим, политический посыл, который мне кажется очень важным: украинцы не должны прекращать ездить в Крым. Мое мнение, что наоборот сейчас нужно еще больше, чем раньше, ездить в Крым. Для того, чтобы не потерять связь с нашим полуостровом, для того, чтобы не продемонстрировать, что он был не наш, а просто находился у нас, и как только его забрали – мы обиделись и отвернулись, нужно продолжать эту связь.
Получается, нужно продолжать поддерживать связи с крымчанами и, при этом, продолжать экономическую блокаду полуострова?
Да, нужно продолжать экономическую блокаду, усиливать ее. Но туристическая индустрия в Крыму – это не россияне. Это наши люди, крымчане, граждане Украины. В своем абсолютном большинстве они не ходили на референдум – я это как руководитель отрасли могу сказать. Это здравомыслящие, высокообразованные люди. Креативный класс. Терять этих людей нельзя. В прошлом году съездили в Крым около полумиллиона жителей Украины, не считая жителей востока. Ни одно жесткого эксцесса - чтобы кого-то побили или еще что-то подобное – я не слышал, хотя мониторил эту ситуацию очень внимательно. Были какие-то слухи, что машины на въезде отбирают, но все они неподтвержденные. Я в них пытался разбираться, но ни одного подтверждающего факта не нашел. Один сказал другому, а начинаешь искать фамилии первоисточника – оказывается, такого человека вообще нет. Или у кого-то чуть не забрали машину, но потому что он был пьяный за рулем и гаишники его высадили из машины и проводили на штраф-площадку.
В общем, нам нельзя разрушать эту связь с Крымом, нам нужно продолжать туда ездить.
Тем временем уже появлялась информация, что в этом году железнодорожного сообщения Крыма с материковой Украиной не будет. Думаю, это осложнит поддержание связей и дорогу в Крым…
Посмотрим. Пока еще не факт, что сообщения с Крымом не будет.
Это все должно быть реализацией государственной стратегии. Все подобные инициативы должны быть внятным стратегическим процессом, у которого есть тактика, понятные "кипиай" (КРІ, ключевые показатели эффективности, - "24") каждого тактического шага, результаты каждого шага. А не так, что какой-то министр взял и перекрыл, чего там у него было – один пришел и энергетику перекрыл, другой решил поезда закрыть. Должна быть общая комплексная стратегия по отношению к Крыму, которая должна быть направлена на его возврат в Украину.
Стратегия, которая направлена на возврат Крыма, должна опираться на людей, которые будут его осуществлять. Мы не можем вернуть Крым без людей. Это ничтожно жалкое, мелкое мышление – думать, что Крым – это просто территория. Крым – это 2,5 миллиона людей. Нам надо думать, как их вернуть сюда, как людей переубедить. А для этого нужно понимать, на кого делать ставку. Мое мнение, что делать ее можно было бы на туристическую индустрию Крыма, например. И тогда под это выстраивать тактику, а не подстраиваться по важным стратегическим вопросам под настроение кого-нибудь из министров, который решил перекрыть железнодорожное сообщение.
По Вашему мнению, у Украины сейчас такая стратегия есть?
Я не только не знаю о ней, я даже не представляю, какой орган и какими механизмами такую стратегию может разрабатывать и реализовывать.
Агентство по делам Крыма, которое было создано еще летом, до сих пор не имеет в своем штате ни одного человека. Государственное агентство при Кабмине. Ни одного человека. Они даже руководителя не назначили. При этом Министерство по делам Крыма в России уже работает год. Оно было создано в апреле.
Ну, вот это был мой следующий вопрос – прошел год с момента аннексии, а у нас, в отличие от России, ничего не происходит…
У нас конь не валялся.
Я разделяю и искренне принимаю европейский выбор Украины, но это не означает, что у нас все хорошо. Бардака меньше не стало, его стало, может, даже больше в какой-то мере. И по отношению к моему полуострову – в том числе. Как к нему относились часто и до аннексии – по остаточному принципу - так к нему сейчас и относятся. Настроение очень многих жителей и даже чиновников – "Да уже подавились бы этим Крымом, лишь бы от нас отстали". Такая политика приведет к тому, что этим людям придется делиться сначала своими женами, потом – своими детьми, потом – почками.
Что происходит сейчас в Крыму с виноделием? Информации есть много и она неоднозначная.
Виноделие само по себе – это процесс длинный. Мы сегодня можем попробовать вино, которое было произведено во время Великой отечественной войны. Думаю, когда-нибудь мы обязательно попробуем вино, которое было произведено во время аннексии Крыма.
Виноделие не останавливается. Но продажа винного материала в сегодняшних условиях аннексии невозможна. Это не страшно. Это даже хорошо. Пусть копиться винный материал, урожай был хороший в прошлом году, в этом году – даст Бог – тоже будет хорошим. Пусть храниться. У нас будут вина, которые выстоятся. Хорошему вину как раз нужно три года выстоять. Через три года, надеюсь, будем его пить и в Киеве, и во Львове, и в Симферополе.