Одним из подтверждений, что такая поддержка является организованной в интересах конкретного политика или его политсилы – это отчет о проделанной работе.
Что прячут от журналистов в Администрации Президента – читайте в материале.
В нем подробно описано, под какими постами про Арсения Яценюка и его однопартийцев "боты" оставляли свои отзывы защищая политиков от критики или "останавливали негатив".
В 2015 году Арсений Яценюк на своей официальной странице в Facebook опубликовал пост о членстве Украины в НАТО и ЕС: "Рано или поздно Украина станет членом НАТО и Европейского Союза. Потому что речь идет о безопасности Украины и мира в целом... ".
А под ним пользователи оставили такие комментарии:
• "...надо быстрее вступать в НАТО, потому что будет поздно. ...Для нашей страны это очень важно"
• "Только НАТО!! только! исключительно!! в этом сходится и весь политикум, и весь народ!!"
• "Всеми руками за, нужно быть готовым к агрессии со стороны России....Но мы покажем что мы можем"
Одобрительные комментарии под сообщениями Яценюка
"Схемы" обнаружили, что эти и другие подобные высказывания – заказные. Ведь в упомянутом выше отчете о проделанной работе указано, что "под приведенным постом премьера агрессивно работали "боты" Порошенко", "в дискуссию вступили российские "боты" и так далее.
В документе также есть таблица с четким подсчетом: сколько от общего количества комментариев под этим постом является делом рук "ботов" – 271 комментарий.
Таблица с четким подсчетом, сколько комментариев оставили "боты" под постом
Политтехнолог Дмитрий Раимов пояснил, что такая система работает "как пирамида".
Один процент людей создает контент в социальных сетях, 9-10% – комментируют, все остальные читают комментарии. То есть, если мы возьмем из ста человек, то можно считать, что примерно 90 из 100 прочитают комментарии. И долгое время это было просто, как теория. Но дальше исследования американских выборов довели до того, что действительно такая система есть,
– сказал Раимов.
В мае 2015 года у Яценюка появился еще один пост о необходимости сохранения санкций в отношении России. В отчете опять же говорится, что "в комментировании участвовали несколько групп "ботов". Тролли Банковой приводили односоставные тезисы на тему реформ", "к обсуждению активно присоединились российские тролли". Из-за этого "боты" Яценюка плодотворно засыпали политика хорошими комплиментами, и оставили 61 комментарий.
Кто является комментатором
Журналисты проанализировали профиль одной из активных комментаторов Яценюка. Лариса Бродник – судя по ее профилю, 26-летняя киевлянка. В 2015 году девушка и прекратила что-либо постить на своей странице. Однако до этого было лишь несколько статей про путешествия.
Фейковая страница, которая защищает Яценюка
Павел Щирый – пользователь Facebook, у которого на фотографии музыкант из Молдовы, Всеволод Королюк. Он в течение 2015-2016 годов оставлял комментарии не только под постами Яценюка и его соратников. Он работал и там, где вспоминали о нем и его политсилу.
Например, в заметке о том, как Яценюку "гаишники" обеспечивают беспрепятственный проезд, пока киевляне стоят в пробках – комментатор-любитель оставил такой отзыв:
Тогда давайте, чтобы всех в одинаковые условия поставить, запретим пожарным, полиции, криминалистам и военным ездить в качественных авто, да еще и с "мигалками". Пусть тоже стоят в тянучках! И тогда все будут в равных условиях, особенно экстренные больные в "скорых",
– написал Щирый.
Сколько зарабатывают "боты" в Facebook
Медиа-консультант Александр Климашевский рассказал, что стоимость услуг "ботов" зависит от качества созданных аккаунтов и может сильно варьироваться.
Есть достаточно сервисов, которые предлагают создание (аккаунтов, – 24 канал) от 20 центов до 20 долларов. Это – некачественные "боты", которые могут быть забанены, выключены, удалены,
– рассказал Климашевский.
По его словам, качественная поддержка считается в тысячах долларов. К примеру, развитие сетей может стоить 3-4 тысячи долларов в месяц. 10 тысяч долларов в месяц – это в зависимости от того, сколько мы хотим охватить этими "ботами".
Команда "Схем" для анализа получила документ фирмы, которая предлагала свои услуги потенциальному политическому клиенту. Среди услуг – "формирование информационного поля и управление им в украинском сегменте Facebook в предвыборный период".
Предложение от фирмы потенциальному политическому клиенту
С помощью "ботофермы" предлагают "вброс" информации и ее распространение, "троллинг" оппонентов.
Как "Народный фронт" объяснил свою причастность к контрафактному табачному бизнесу – читайте в материале.
В 2018 году за работу с официальной страницей в соцсети клиента можно было получить 5 тысяч долларов в месяц. А также дополнительную оплату за мониторинг упоминаний о нем, в частности, в СМИ.
Цены на услуги "ботов"
За отдельную доплату компания предлагает разгонять публикации для целевой аудитории и запускать нужные месседжи. В общем, специалисты подсчитали, что за их услуги придется платить минимум 16 тысяч долларов в месяц.
Как команда Facebook борется с "ботами" – смотрите в программе.