22 июля Кабмин назначил на должность исполняющего обязанности министра здравоохранения Ульяну Супрун. А уже 2 сентября у нее появились и заместители.

Новые медчиновники настроены решительно – говорят, что будут делать дела, а не говорить о реформе. Зато в Верховной Раде сиротливо лежит единый "медицинский" законопроект, а с концепциями реформирование не все ясно.

Медреформа и конфликты медчиновников

О затягивании медицинской реформы можно было говорить в прошлом году, когда были зарегистрированы законопроекты в Верховной Раде, в частности, автономизации учреждений здравоохранения – напомнил в комментарии сайту "24" менеджер группы по реформе системы здравоохранения реанимационного пакета Реформ Александр Ябчанка.

Там было противостояние между руководством МОЗ и Комитетом ВР по вопросам здравоохранения. В течение 2015 и части 2016 года, пока МЗ возглавлял Александр Квиташвили, было взаимное невосприятие между ним и отдельными депутатами Комитета. В частности, он обвинял Ольгу Богомолец, Олега Мусия, Оксану Корчинскую в блокировании законодательных инициатив Министерства здравоохранения,
– уточнил эксперт.

И факт остается неутешительный – за два года работы Верховной Рады не было принято в целом ни одного закона, который бы менял принципы управления и финансирования системы здравоохранения. А, собственно, управление и финансирование – это и есть реформа, подчеркнул Ябчанка. Есть только принятый в первом чтении законопроект об автономизации учреждений здравоохранения (2309а-д). Это – единственное, чем может похвастаться ВР за два года. А законопроекта, который бы должен менять принципы финансирования и управления системой здравоохранения – не было принято ни одного.

Медреформа и новая команда

Впрочем, назначение нового исполняющего обязанности министра здравоохранения дает определенную надежду на изменение положения.

Одним из условий того, что Ульяна Супрун согласилась выполнять эту роль, говорит Ябчанка, было заведение в министерство своих заместителей. И Кабмин, в частности премьер Владимир Гройсман, и министр Александр Саенко придерживались данных обещаний, и к исполнению обязанностей приступили на прошлой неделе Павел Ковтонюк, Александр Линчевский и Оксана Сивак – команда, которую предложила Ульяна Супрун. А значит – позиция Кабмина выглядит последовательной и согласованной.

Про концепции реформирования

Президент компании "Фармпланета", член совета директоров "Союза украинских предпринимателей", экс-заместитель губернатора Киевской области по гуманитарным вопросам Валерий Кондрук в комментарии сайту "24" отметил, что на сегодня публично представлена только "Концепция нового здравоохранения в Украине "Пятая модель".

К сожалению, ни Комитет Верховной Рады Украины по вопросам здравоохранения, ни отдельные депутаты никакой концепции не регистрировали в течение двух последних лет. В виде проекта является "Концепция построения новой национальной системы здравоохранения", которая, по утверждению пресс-службы Минздрава, была одобрена 15 июля 2016 года коллегией Министерства здравоохранения, но ни одного официально подписанного документа на сайте Минздрава разыскать не удалось,
– сказал он.

Однако Александр Ябчанка сообщил, что правительственная концепция реформирования медицинской отрасли таки есть.

Кабмин еще весной обнародовал программу деятельности правительства и прописал ключевые принципы в реформе медицины. Если простыми словами, то это два ключевых принципа: первый – деньги ходят за пациентом, второй – профилактика и ранняя диагностика заболеваний. А на основе этих принципов наработана концепция именно финансирование системы здравоохранения. И соразработчиком ее как раз был Павел Ковтонюк,
– уточнил он.

Риски и перспективы

По мнению Кондрука для тех, кто годами привык делать бизнес на модели Семашко, существует лишь единственная пригодная для них реформа здравоохранения: переход от государственного финансирования медицинских учреждений к общеобязательному медицинскому страхованию через собственные частные страховые компании.

Если законопроект "Об общеобязательном социальном медицинском страховании в Украине" №4981 от 14.07.2016 будет принят, то это приведет к нарушению Конституции и будет требовать внесения изменений. Но большинство специалистов считают, что реформа здравоохранения может происходить и без нарушения Конституции,
– пояснил эксперт.

Примером этого является Англия, отметил Кондрук, которая обеспечила эффективное предоставление медицинских услуг с оплатой этих услуг средствами бюджета, и где частными страховыми компаниями оплачивается менее 2% медицинских услуг.

Иную точку зрения во власти поддерживает такое количество депутатов, голосов которых может и не хватать для принятия и реализации соответствующих законов, но достаточными (пока) для блокировки попыток ввести обязательное медицинское страхование через частные страховые компании. Именно это противостояние между двумя точками зрения и интересами мешает быстрому внедрению реформ медицины, заметил Валерий Кондрук.

Александр Ябчанка же главными причинами затягивания реформы назвал недоразумения и противостояния между Минздравом и Комитетом ВР по вопросам здравоохранения и плохой коммуникацией с общественностью по разъяснению – какие именно изменения предлагают. А как выяснилось – врачи часто сами не понимают, что именно законодатели хотят поменять в медицинской системе.

Те же риски существуют и сейчас. То есть, реформа медицины вновь может затянуться по двум причинам: если МЗ будет конфликтовать с Комитетом ВР, правительством или другими государственными структурами. И второе – если правительство не сделает выводы из предыдущих ошибок и не поднимет на нормальный уровень работу по коммуникации с обществом о сути реформирования.

Поэтому главная надежда, считает эксперт, на то, что в ближайшее время состоится заседание правительства по вопросам здравоохранения и будут заслушаны и приняты к исполнению конкретные шаги по дальнейшему воплощению в жизнь принципов реформирования медицинской отрасли. Ведь именно в этом состоит задача исполнительной ветви власти – определять и реализовывать государственную политику.