Выдача государственной помощи "живыми" деньгами на руки гражданам, а не поставщикам услуг должна стартовать с апреля этого года, то есть на девять месяцев раньше, чем планировалось. Об этом шла речь в постановлении Министерства финансов от 13 февраля. Однако эксперты убеждены: монетизация – не что иное, как очередная подмена понятия, а деньги и дальше будут идти в карманы известных олигархов.

О какой монетизации субсидий идет речь

Реформировать систему расчетов за жилищно-коммунальные услуги начали с 1 января 2018 года. Отныне средства за расходы получают предприятия-поставщики услуг. Следующий шаг – фактическая выплата денег гражданам. Однако на реализацию этого проекта Минфин и представители объединений совладельцев многоквартирных домов и жилищно-строительных кооперативов смотрят по-разному.

Новый механизм расчета субсидий с текущего года вогнал ОСМД в социальные долги. Потому что разницу в тарифах государство вовремя не возвращает. Иногда ждать приходится год. Следовательно казначейские счета обязались закрыть, а вопрос задолженности снять: мол, долги по возмещению льгот и субсидий по всем вкладам ОСМД за 2017 год будут погашены. Однако основной корень противоречия – объем монетизации. Представители ОСМД настаивают на возмещении льгот и субсидий, которые начисляются на все расходы, которые платят граждане. А Минфин предлагает ввести монетизацию только субсидий и только на расходы по содержанию придомовых территорий и вывозу бытового мусора и жидких нечистот.

Читайте также: Как государство отмывало деньги в ОСМД благодаря социальным долгам

Как должны были бы возмещать выплаты "живыми" деньгами

Монетизацию планируется провести в три этапа. Прежде всего, владельцам квартир в многоэтажках напрямую вернут расходы за льготы и субсидии. Но ОСМД охватывает лишь четверть жилого фонда. Это значит, что другие жилищные конторы останутся с теми же проблемами.

Далее должны создать, так называемый, полный реестр избирателей и открыть социальные карты для начисления возмещений в денежном эквиваленте. Граждане, якобы, смогут получить деньги в отделении Укрпочты или на банковский счет. За начисление будет отвечать Министерство социальной политики по месту регистрации субсидианта. Оно и должно сообщать о необходимости написания заявления на выдачу госпомощи. Поэтому, кому не сообщат, средств не дадут. В Минсоцполитики пока отмалчиваются. Говорят: надо дождаться принятия проекта постановления правительством. А третий этап – распространение монетизации на весь жилой фонд – эксперты вообще считают фантастикой.

Читайте также: Выплаты субсидий могут остановить по всей Украине

Даже если система заработает, средства и дальше будут идти монополистам

За последние три года размер субсидии вырос не на шутку: в 2014 году выделили 6 млрд гривен госпомощи, сейчас – 71 млрд. В Украине субсидию получают 68% домохозяйств, что неслыханно в сравнении с 10% в Европе. Среди украинцев, которые пользуются субсидией, 50% – работают. На Западе если ты имеешь работу, то о субсидии и речи нет. А если учитывать, что иногда размер социальных выплат превышает размер доходов гражданина, то ситуация достигает апогея абсурда. Казалось бы, возмещение расходов наличными на руки гражданам – победа.

Однако, эксперт по социальным вопросам, экс-нардеп Андрей Павловский считает, что монетизация как таковая не состоится, а нововведения – имитация и очередная подмена понятия.

Минфин предлагает монетизировать 10-15% от общих затрат. Так как плата за содержание дома вывоз мусора – 200-300 гривен – мизер. О возмещении сумм, которые идут на отопление, электроэнергию, энергоснабжение и занимают львиную долю – не говорится. Недавно министр соцполитики Рева заявил, что он против монетизации. Якобы, отложим до лучших времен. Сумма субсидии часто превышает размер пенсии. Как же это деньгами давать на руки?! Нельзя. Конечно лучше отдавать монополистам частных компаний, убежден Рева. Поэтому нынешняя система льгот – субсидирование не гражданина, а известных олигархов,
– прокомментировал Павловский.

Читайте также: Да никогда в жизни, – министр социальной политики развеял еще один миф относительно субсидий

По мнению члена экономического дискуссионного клуба, научного сотрудника Национального института стратегических исследований Геннадия Рябцева, без изменения системы тарифообразования не стоит ждать улучшения.

Проблема в отсутствии национальной программы модернизации жилого фонда. Количество потребленной энергии жилищным фондом, который уже выработал свой ресурс, будет только расти. Идеология тарифообразования остается старой по затратному принципу. Вряд ли государство будет способно осуществлять начисление и компенсацию тарифов. Без действенной прагматичной жилищной политики в государстве изменений не будет,
– подчеркнул Рябцев.

Выгодно ли государству внедрять монетизацию субсидий сегодня

Правда, проект постановления об изменениях порядка субсидирования до сих пор не принят. Министерство финансов обязалось доработать механизм до 21 февраля. А уже тогда вынести на рассмотрение Кабмина. Владимир Гройсман пообещал рассмотреть документ на ближайшем заседании.

Однако долги госбюджета не позволят реализовать даже эту систему, считает Рябцев.

"Правительство не примет решение относительно алгоритма выпуска специальных банковских карт. Почему? Для 60% домохозяйств, которые получают льготы, государственным банкам надо выпустить по меньшей мере 9 миллионов карт. Откуда возьмутся средства на выпуск и администрирование карточек, если государство не рассчиталось с долгами за прошлый год? В запланированных расходах госбюджета на 2018 год о социальных картах – ни слова. А с другой стороны, даже на изготовление карточек нужно время. Поэтому с 1 апреля денег на руки граждане точно не получат", – констатировал Рябцев.

Читайте также: Ляшко: надо зарплаты поднимать, а не тарифы

По его словам, в течение этого года следует ожидать разработки алгоритмов и, вероятно, внедрения пилотных проектов.

Если система и стартует, то перед выборами. Потому что ничто так не обращает внимание электората, как очередная "плюшка" накануне голосования,
– добавил эксперт.