Новый рынок электроэнергии в Украине: как реформированием не наделать хуже

13 апреля 2018, 09:10
Читати новину українською

По закону "О рынке электрической энергии" в Украине к 1 июля 2019 года должна измениться модель функционирования рынка электроэнергии, что согласуется также с Третьим энергетическим пакетом ЕС. Это внедрение должно привести, по замыслу законодателей, к свободному рыночному ценообразованию, уменьшению влияния государства, конкуренции и возможности продажи электроэнергии по двусторонним договорам.

Однако при текущих рыночных условиях в нашей стране такое реформирование может ухудшить ситуацию в отрасли и грозит дискредитацией процесса евроинтеграции.

Пути решения проблем рынка представители власти, бизнеса и общественности обсуждали 10 апреля во время Круглого стола "Риски и барьеры на пути реформирования рынка генерации", организованного экспертно-аналитическим центром BRDO при поддержке EU4Business\FORBIZ и МЭРТ, в рамках Публичного диалога PROДіалог.

Читайте также: Что такое RAB-тарифы и станут ли украинцы рабами тарифов

Конкуренция против монополий

По подсчетам экспертов BRDO, лицензию на производство электроэнергии на украинском рынке имеют 406 субъектов. Однако доля 5-ти крупнейших игроков составляет 92% совокупного объема оптового рынка электроэнергии (ОРЭ). Государство контролирует почти все операции на рынке, что искажает рыночную модель и делает невозможным конкурентное развитие. Ослабить концентрацию на рынке можно за счет импорта и строительства новых мощностей. Однако ни государство, которое производит 67% электроэнергии, ни частный сектор не заинтересованы в появлении новых сильных игроков.

Переход к свободному рынку в условиях высокой концентрации является очень рискованным шагом. Из-за изменения механизмов ценообразования конечная цена электроэнергии для бизнеса вырастет минимум на 30%, даже не учитывая инфляцию и другие факторы, которые повлияют на тарифы для конечных потребителей, в частности, внедрение RAB-регулирования. Уменьшить ценовой шок позволит отказ от перекрестного субсидирования, но это повлечет двукратный рост тарифа для населения,
– отметил руководитель сектора "Энергетика" BRDO Алексей Оржель.

Импортер, как полноценный конкурент отечественной генерации, не может зайти на рынок до снятия ряда административных, экономических и технических барьеров. В частности, необходимы синхронизация бирж, создание условий для импорта в Бурштынский остров и объединение ОЭС Украины с ENTS0-E. Последнее требует обновления генерирующих мощностей, которые изношены на 80%, для соответствия европейским техническим требованиям и экологическим стандартам, а следовательно – значительных капиталовложений.


Цели регулирования рынка электроэнергии мало достигаются

Поэтому, говорят аналитики, появление новых крупных производителей в текущей ситуации сомнительно, так как срок окупаемости такой инвестиции составляет больше 20 лет. Более того, действующая генерация не заинтересована в появлении конкурентов и может ситуативно предлагать более низкие цены, чем блокировать вход на рынок новых субъектов. Особенно в случае возможного установления им надбавок на повышение экологичности, покрытие долгов "старого" рынка и тому подобное. Такие доплаты будут включаться в тариф на передачу и в конечном счете будут ложиться на потребителя, создавая иллюзии конкурентной цены электроэнергии на сутки вперед и внутрисуточном рынке.

Как преодолеть проблемы

По оценке BRDO, положительного эффекта от имплементации Третьего энергетического пакета в Украине можно достичь только при условиях:

– усиление антимонопольных требований к участникам рынка генерации;
– создание возможностей для открытия импорта и строительства новых частных ТЭС;
– ухода от практики перекрестного субсидирования между различными категориями потребителей.

Иначе, убеждены аналитики, в условиях ограниченного вмешательства, усилится чувствительность рынка к ценовым колебаниям и злоупотреблениям, за что заплатит конечный потребитель.

Украина выбрала европейский путь развития, следовательно, должно выполнять свои обязательства в рамках реформы энергетической сферы. В области много объективных проблем, однако построить конкурентный рынок возможно лишь при условии реализации полного комплекса необходимых шагов. В частности, наработки качественной подзаконной базы для рынка электроэнергии, оздоровление энергетического регулятора и АМКУ с целью ориентации на потребности потребителей, а также создание условий для экспортно-импортного обмена,
– подчеркнул руководитель департамента программ помощи "Энергетика, транспорт и окружающая среда" Представительства ЕС в Украине Йоханнес Баур.

При этом господин Баур заметил, что процесс изменений на рынке электроэнергии уже запущен, и независимо от того, введет ли Украина Третий энергопакет, или нет, озвученные экспертами вопросы будут накапливаться, и их так или иначе нужно решать.


Вопрос для решения перед реформированием рынка электроэнергии

Что делает госсектор для реформирования рынка электроэнергии

Первый заместитель министра экономического развития и торговли Украины Максим Нефедов согласился с экспертами, что подходить к реформе нужно взвешенно.

Реформа рынка электроэнергии является приоритетом, несмотря на ее определяющее влияние на условия ведения бизнесдеятельности в стране. Наша задача – не слепое наложение Третьего энергопакета, что приведет к негативным последствиям, а реализация механизмов для конкурентного развития отрасли. Здесь должна быть совместная комплексная работа всех ответственных органов,
– отметил Нефедов.

Директор Директората стратегического планирования и евроинтеграции Министерства энергетики Виталий Кушниров также заметил, что, наверное, реформа не устранит все поставленные вопросы. Поэтому, по его словам, в министерстве этот процесс понимают более широко, стратегией охватывается весь комплекс вопросов, которые позволят в среднесрочной перспективе изменять рынок не только в рамках внедрения нового закона, но и в более широком смысле.


Бюджет рынка генерации немаленький

В министерстве на повестке дня сегодня стоят вопросы, в частности, связанные с экологическими обязательствами – введением национального плана сокращения выбросов от крупных сжигательных установок, блок вопросов относительно обязательств по интеграции существенно больших объемов возобновляемой энергии и интеграции возобновляемых источников энергии.

Имплементация Третьего энергетического пакета в Украине абсолютно необходима, констатировал руководитель BRDO Алексей Гончарук. Но каким образом сделать так, чтобы это не навредило ни рынку, ни потребителям – вопрос дискуссионный. Поэтому и нужен диалог. Это – только начало работы, уверен Гончарук. Далее – нужно над решением всех озвученных проблем работать. В BRDO призвали всех заинтересованных присоединяться к процессу. "Без нас Украину и ее энергетику никто не построит", – констатировал Алексей Гончарук.

Читайте также: Закон о рынке электроэнергии: что он нам готовит