Международный суд ООН – другая "Гаага"

Когда речь идет о российских преступлениях, виновным предрекают "Гаагу", а именно – производство в Международном уголовном суде, который имеет юрисдикцию привлекать к индивидуальной уголовной ответственности за 4 международных преступления.

Читайте также Шантаж, ложь и тупость: как россияне отважились на техногенную катастрофу

В то же время в Гааге расположен еще один адъюдикационный институт – Международный суд ООН (МС ООН), компетенция которого распространяется исключительно на разрешение споров между государствами.

Как правило, для того, чтобы начать производство в МС ООН, необходимо согласие обеих сторон. Однако есть ограниченный перечень конвенций, предусматривающих обязательную юрисдикцию этого института. Украина инициировала производство по 3 из них:

  • 16 января 2017 года по Международной конвенции о борьбе с финансированием терроризма и Международной конвенции о ликвидации всех форм расовой дискриминации;
  • 27 февраля 2022 года – по Конвенции о предотвращении преступления геноцида и наказании за него.

МС ООН состоит из 15 судей, избранных Генеральной Ассамблеей и Советом Безопасности на 9 лет. Предполагается, что они действуют в личном качестве. Впрочем, действующий состав является, скорее, преимуществом для России, чем для Украины. Все потому, что вице-президентом является россиянин, а в коллегию входят граждане Уганды, Китая, Индии, для правительств которых "все не так однозначно", и гражданин Бразилии, мирные инициативы которой предусматривают территориальные уступки.

Две отдельные жалобы

В настоящее время в публичном дискурсе нередко исчезает разграничение между жалобами, поданными Украиной. Это связано с тем, что дела рассматриваются параллельно, и отдельные процессуальные аспекты происходят в одно и то же время.

В жалобе, поданной в 2017 году, Украина настаивала, что с 2014 года Россия усилила свое вмешательство в ее внутренние дела, в частности вооруженным путем, финансировала террористические акты и нарушала права миллионов граждан Украины, в частности право на жизнь. На Востоке Украины Россия разжигала и поддерживала антиправительственное вооруженное восстание вопреки основополагающим принципам международного права, закрепленным в Международной конвенции о борьбе с финансированием терроризма.

Что касается Международной конвенции о ликвидации всех форм расовой дискриминации, то Украина утверждает, что Россия захватила Крымский полуостров, спланировала незаконный "референдум", который провела в атмосфере насилия и запугивания нероссийских этнических групп. С начала оккупации Крыма Россия ведет умышленную кампанию культурного стирания.

Интересно Позиция Армении не так устойчива, как кажется: Ереван готов выбрать правильную сторону в войне

Сегодня завершаются устные слушания по этой жалобе, которые проходили 6, 8, 12 и 14 июня. Финальное решение следует ожидать уже в 2024 году. Однако в связи с отсутствием судебной практики по Конвенции о борьбе с финансированием терроризма, а также с достаточно нерешительной позицией МС ООН по делам относительно расовой дискриминации, особой сенсации не произойдет. Решение будет половинчатым и будет зависеть от уже существующих выводов других судебных институций, в частности, по делу о сбивании Boeing 777 недалеко от Тореза и по так называемому Крымскому делу в ЕСПЧ.

Одной из основных задач Украины будет использовать МС ООН также для возмещения ущерба, причиненного Россией в ходе этих эпизодов.

Жалоба, отправленная в первые дни после полномасштабного вторжения, касается злоупотребления со стороны России термином из Конвенции о запрете геноцида, на основе которого она сначала признала так называемые "Л/ДНР", а впоследствии начала "специальную военную операцию" против Украины. В заявлении Украина также обвинила Россию в планировании актов геноцида и утверждала, что Россия умышленно убивает и наносит тяжкие телесные повреждения представителям украинской национальной группы.

Сейчас жалоба только подходит к этапу бифуркации: слушаниям о приемлемости. Следовательно, быстрого решения ожидать не стоит. Вероятно, оно будет вынесено уже после завершения вооруженного конфликта. В то же время 9 июня МС ООН принял решение о допуске 32 государств в соответствии со статьей 63 устава суда к участию в деле в роли третьей стороны. Интересно, что против такого решения проголосовала только судья из Китая.

США – за бортом

В то же время, суд отказал США в участии на этом этапе. Такое решение имеет несколько возможных пояснений. Официально МС ООН настаивает, что в связи с предостережением США к статье IX Конвенции о запрете геноцида, в котором государство исключило обязательную юрисдикцию суда по делам против нее, в соответствии со статьями 62 – 63 устава суда США не имеют "правового интереса" по делу Украины против России.

Теоретически, США могут присоединиться на этапе рассмотрения дела по существу, подав новую декларацию и признав юрисдикцию суда по этому делу. Однако решение о допуске будет оставаться на усмотрение МС ООН.

Отказ в отношении США косвенно обусловлен политикой самого МС ООН, длительно критикуемого из-за неэффективной и ограниченной юрисдикции. Суд хочет иметь более весомое влияние и своим отказом демонстрирует США и другим государствам, готовым за него бороться.

Важно За подрыв Каховской ГЭС будут отвечать все последующие российские президенты

Кроме того, МС ООН стремится избежать все большей политизации дела. Следует помнить, что президентом суда является гражданка США, а Россия в своих аргументах ссылается на стремление со стороны США злоупотреблять правом. Также не следует исключать возможное влияние России на российского судью и судей из Уганды, Бразилии, Китая, Индии.

В конце концов США так и не выполнили в полной мере решения МС ООН, частично вынесенные против них, например по делу Никарагуа против США.

Единые нарративы России в жалобах, инициированных Украиной

Судебные процессы, в ходе которых рассматриваются жалобы Украины против России, независимо от института, превращаются представителями Кремля в спектакли. В обоих процессах в МС ООН Россия распространяет все те же пропагандистские инициативы, иногда вкладывая их в уста юристам из ДРК, Китая, Великобритании. Среди них можно выделить следующие:

  • в Украине – внутренний конфликт из-за нелегитимности "киевского нацистского режима" и "госпереворота";
  • Запад стремится использовать Украину для нападения и уничтожения России, поэтому он снабжает ее оружием;
  • Украина – "террористическое государство", например, именно "она" уничтожила дамбу Каховской ГЭС;
  • Украина 8 лет "обстреливала" Донбасс, а его жители объединились, чтобы сохранить свою жизнь;
  • Россия не дискриминирует другие народы, а вот "нацистская" Украина грубо нарушает права русскоговорящего населения;
  • совместная следственная группа "подтасовывала" результаты расследования обстоятельств сбивания Boeing 777.

Рекомендуем Почему контрнаступление ВСУ началось без официального объявления

Борьба Украины на юридическом фронте

Украина и украинцы используют целый ряд судебных и квазисудебных институций для привлечения России и ее агентов к ответственности: Международный Суд ООН, Международный уголовный суд, Европейский суд по правам человека, Международный трибунал ООН по морскому праву, международные инвестиционные и коммерческие арбитражи, Орган по решению споров ВТО. Общее количество поданных жалоб – более десяти. Сейчас они находятся на разных этапах разбирательства.

Решения, вынесенные в пользу Украины, играют важную роль не только для обеспечения принципа неотвратимости юридической ответственности, но и для возмещения ущерба. Они будут иметь историческое значение и политическое влияние. Так что ставки достаточно велики.