55,6 млрд грн – столько налогов уплатили в прошлом году украинцы на содержание Вооруженных сил Украины. В следующем году, согласно представленному проекту бюджета-2017, эта сумма вырастет еще на 9 млрд грн. Каждый украинец делает свой вклад в развитие армии, но никто не знает, на что идут эти средства? Потому что расходы на оборонную сферу у нас под грифом "совершенно секретно". Информация засекречена даже от парламентариев.
Всего на сектор безопасности и обороны в бюджете-2017 предусмотрено почти 130 млрд грн. Непосредственно для нужд армии Минобороны получит 64 млрд грн. Остальные – более 65 млрд грн – распределены между МВД, Государственной пограничной службой, Нацгвардией и Госслужбой по чрезвычайным ситуациям.
Голосовать вслепую за миллиарды на "оборонку" снова предлагает правительство, подавая только общие цифры. Поэтому "Самопомич" не поддержала проект Государственного бюджета на 2017 год. Вместо этого мы предлагаем четкие шаги, чтобы средства налогоплательщиков расходовались прозрачно и справедливо и были под контролем парламента и общественности. И готовим запрос с требованием предоставить детализацию всех расходов, запланированных на 2017 год.
Шаг 1. Установление гражданского парламентского контроля над расходами сектора обороны
В демократических странах (включая те, что имеют военные конфликты) контроль за использованием бюджетных денег берут на себя парламенты. Эта информация является прозрачной и доступной, а потому каждый гражданин может ее проанализировать.
В Украине же до сих пор все, что касается оборонной сферы, по советской привычке остается "особенно секретной" темой.
Парламентский контроль над сектором обороны и безопасности прежде должен относиться к компетенции соответствующего парламентского комитета или специальных комиссий. Однако деятельность профильного комитета ВРУ по вопросам нацбезопасности и обороны не дает объективного понимания состояния дел в ВСУ, а возможность создания специальных или следственных комиссий заблокированы большинством.
Несколько дней назад мы вернулись из Женевы, где посетили Центр гражданского контроля над сектором безопасности. Мы сознательно ставили вопрос: как работает парламентский контроль в странах, являющихся передовыми в секторе национальной обороны и безопасности? В том числе в США – стране номер один в борьбе с терроризмом. На официальном сайте Пентагона можно увидеть цену каждой единицы, что куплена на средства налогоплательщиков. Держат в секрете только тайные разработки, отдельные узлы и в какие части поставляется то или иное вооружение. Возникает вопрос – кому выгодно, чтобы информация о стоимости закупок в Украине оставалась тайной?
Шаг 2. Аудит расходов "Укроборонпрома"
95% контрактов "Укроборонпрома" под грифом "совершенно секретно". Это означает наивысшую степень защиты тайны.
И это дает "зеленый свет" коррупции. Нет общественного контроля, контроля правоохранительных органов – есть безнаказанность. По нашей информации, по меньшей мере пятая часть из оборонных заказов разворовывается.
Поэтому "Самопомич" не голосовала за увеличение кредитных гарантий правительства на 4 миллиарда на нужды "Укроборонпрома". Мы настаиваем: покажите, как потрачены средства за последние несколько лет? В то время, когда происходило Дебальцево, оборона аэропорта и так далее.
Свидетельством злоупотреблений есть десятки уголовных дел, возбужденных в отношении предприятий "Укроборонпрома". Речь идет о краже почти 300 млн грн бюджетных средств, которую правоохранители инкриминируют 30-ти предприятиям концерна, когда под видом оборонного заказа средства выводились на счета фиктивных предприятий.
Вспомним также громкий скандал по поводу кражи 23 млн грн руководством Житомирского бронетанкового завода, выделенных на ремонт техники для нужд АТО по той же схеме. Плюс к этому кража двигателей, общая стоимость которых почти 7 млн грн.
Известно также об обыске НАБУ на одном из государственных предприятий-спецэкспортеров, которое входит в состав ГК "Укроборонпром": во время заключения и выполнения контрактов на поставку комплектующих руководители этого предприятия присвоили средства в особо крупных размерах.
Уголовное производство возбуждено также в отношении должностных лиц ГП "Харьковский бронетанковый завод", которые перечисляли бюджетные средства фиктивным поставщикам комплектующих для бронетехники.
Во всех этих случаях речь идет о банальной схеме "обналичивания" государственных средств. Уголовные дела возбуждены, следственные действия проводятся, только вот ни одно должностное лицо не наказано.
Когда мы говорим о необходимости рассекречивания расходов "Укроборонпрома", речь идет не о том, куда поставляется вооружение. Нас интересует цена, которую заплатили. Например, в 2014 году за один и тот же патрон в одном случае заплатили 120 грн, через месяц уже 150 грн, а еще через несколько дней – 160 грн. Иногда "накрутки" в ценах составляют не 10 или 20%, а более 100%!
Миллиарды гривен налогоплательщиков направляются на виртуальную технику и оборудование. Неудивительно, что их так трудно найти в АТО.
Недавно в стенах парламента прошла большая выставка новейшей техники. Но вот на передовой ее нет, в частности, широко разрекламированных БТР-3, БТР-4 и боевых бронированных машин. Одно из достижений "Укроборонпрома" – производство "Дозора", но попробуйте их найти в АТО. В то же время на новую технику из бюджета тратятся миллиарды. Это лишь несколько фактов из отчета по оценке эффективности управления в сфере безопасности и обороны, который мы представили в Верховной Раде.
Поэтому предлагаем провести аудит "Укроборонпрома" и вооружения, переданного Вооруженным силам. Необходимо изменить подходы к управлению госпредприятиями в сфере обороны и внести изменения в законодательство о гостайне и госзакупках.
Шаг 3. Дифференцированный подход в оплате труда военнослужащих
Большинство расходов на Вооруженные силы идут на содержание войск. В 2016 году это 40,9 млрд грн, из которых 29,2 млрд грн – заработная плата военнослужащим.
Интересный пример: разница в оплате военным, которые находятся в тылу и на передовой – это всего лишь 1200 грн. Контрактники, мобилизованные, призывники, которые находятся в постоянных местах дислокации, получают 7200 грн, а те, контрактники и мобилизованные, которые находятся на передовой в АТО – 8400 грн в месяц.
Где логика? Справделиво ли, что ребята, которые 24 часа в сутки рискуют своей жизнью и здоровьем, получают такую же зарплату, как и те, кто в тылу?
Поэтому необходимо ввести дифференцированный подход в оплате труда для трех категорий военнослужащих: для тех, которые учатся, для контрактников и находящихся в местах выполнения боевых задач.
Другая проблема – военные привилегии, статус участников боевых действий и участников АТО, которые нередко получают те, кто ни дня не был на передовой и просто мечтает избежать люстрации.
Мы делаем только первые шаги, чтобы построить сильную и боеспособную армию. И большинство проблем, которые возникают на этом пути, обусловлены не недостатком средств, а их бесконтрольным использованием. Именно поэтому сектор безопасности и обороны должен быть под контролем общества.
Тарас Пастух, народный депутат Украины, фракция "Объединение "Самопомич", председатель подкомитета по вопросам эффективности использования бюджетных средств Комитета ВРУ по вопросам нацбезопасности и обороны