Опять фейк: почему не выполняются договоренности о "режиме тишины"?

26 сентября 2016, 19:01
Читати новину українською

Контактная группа в Минске в очередной раз пытается договориться о режиме тишины в зоне проведения антитеррористической операции. На этот раз достигнута договоренность о разведении армии Вооруженных Сил Украины и боевиков. Как выполняются эти договоренности, и насколько это повлияет на установление мира на Донбассе - разбирались журналисты сайта "24".

Маленькие шаги или большие маневры

Как известно, в конце августа в Минске контактная группа договорилась о прекращении огня с 1 по 15 сентября. Однако все это осталось на бумаге. Как такого прекращения обстрелов со стороны боевиков так и не произошло. Впрочем, украинская экспертная среда очень скептически тогда оценило такие договоренности, ведь они не первые. И результат всегда был один и тот же: через какой-то период обстрелы возобновлялись с новой силой.

На этот раз, на первый взгляд, была надежда, что обстрелы таки прекратятся. Причина – решение в Минске стало прямым следствием недавней миссии в Украине министров иностранных дел Германии Франк-Вальтера Штайнмайера и Франции Жан-Марка Эро, которые приехали с российскими предложениями. Поэтому, замечает аналитик Института евроатлантического сотрудничества Владимир Горбач, россияне не могли не согласиться с тем, что сами и предложили.

Читайте также: "Режим тишины": понятно о причинах и возможностях урегулирования конфликта

Итак, с 22 сентября де-факто начался отсчет 13 дней для разведения сил ВСУ и боевиков из незаконных вооруженных формирований на трех участках границы. Стороны должны не менее 7 дней соблюдать тишину. Если же в течение семи дней режим тишины не будет нарушен одной из сторон, то после этого можно будет вести переговоры по отводу живой силы и техники линии соприкосновения.

Впервые в этих условиях прописали четкие механизмы по реализации договоренностей. В частности то, что нарушениями считаются, кроме стрельбы, блокада перемещений миссии ОБСЕ. По словам Владимира Горбача, достигнутые договоренности контактной группы в Минске так или иначе начнут выполнять.

Разведение сил ВСУ и ОРДЛО на трех участках границы на востоке Украины – это попытка сделать какие-то маленькие шаги в той ситуации, когда крупные сделать невозможно. Продемонстрировать, что процесс по урегулированию конфликта движется. По крайней мере, что стороны конфликта имеют добрую волю это делать,
– говорит он.

Министры иностранных дел Франции и Германии Жан-Марк Эро и Франк-Вальтер Штайнмайер

По мнению председателя правления Центра социологических и политологических исследований "Социовымир" Сергея Тарана, эти договоренности – определенные маневры со стороны Украины, которые позволят сделать несколько важных вещей.

Во-первых, держать общий фронт с Западом и говорить о наших совместных действиях. Тем самым – получать помощь Запада и продление санкций против России. Во-вторых, это дает Киеву время для усиления собственной армии, чтобы Россия отказалась от своих захватнических идей касательно Украины навсегда,
– отметил политолог.

Фейковая "тишина"

По мнению Владимира Горбача, договоренности о разведении войск дают мало шансов на успех, поскольку глобальная ситуация и ситуация на местах, то есть на линии разведения, – неблагоприятная для урегулирования конфликта.

С ним соглашается Сергей Таран. По его мнению, разведение военных сил уменьшит интенсивность боевых действий ближе к новому году. Потому что Россия будет делать попытки все, чтобы уменьшить бремя санкций. Но эти договоренности, считает политолог, – не стратегическое достижение.

Боевые действия могут стать менее острыми на несколько недель или месяц, но это не приведет к тотальному миру. Вывести сейчас войска из Донбасса для Путина – это испытать серьезное политическое поражение,
– убежден Сергей Таран.

Боевики постоянно обстреливают украинские позиции

В то же время координатор "Информационного опору" Дмитрий Тимчук считает, что это фейковые договоренности. По словам Тымчука, с лета 2014 года боевики и Россия пытались "показать" какие-то перемирия и режимы тишины – однако ни одно из них фактически не работало. Даже отсутствие обстрелов на указанных трех участках, отмечает он, не говорит о том, что ситуация на фронте меняется в целом. Три участка площадью два на два километра – это просто ничто.

При этом, по его убеждению, этими договоренностями Украина признает гражданскую войну.

В документе боевики указаны как "вооруженные формирования некоторых районов Луганской и Донецкой областей". Эти формирования подчиняются российскому командованию. Фактически они входят в Вооруженные силы России. Все командиры – российские офицеры. Называть их "вооруженными формированиями районов Луганской и Донецкой области", как минимум, некорректно и преступно – ведь Украина пытается доказать международному сообществу, что у нас не внутренний конфликт, не гражданская война, а российская оккупация. А в условиях признаем внутренний конфликт на Донбассе,
– отметил Тимчук.

Читайте также: Верите ли вы, что новый режим тишины принесет покой на Донбассе?

Договоренности о прекращении огня действительно оказались фейковыми. По сообщению пресс-центра АТО, за прошедшие сутки (с 25 на 26 сентября) боевики 14 раз открывали огонь по позициям украинских военных. То есть режим тишины был нарушен буквально сразу после его начала. Какими были последствия такого нарушения – пока неизвестно. Но, скорее всего, установить факт обстрелов представителям ОБСЕ не удастся, поскольку пророссийские боевики не допустят их на свои позиции.

Минские соглашения или Нормандский формат

Очередная попытка договориться о прекращении огня в зоне АТО снова заставила задуматься над тем, каким же образом можно достичь настоящего мира на востоке Украины. Как известно, существует две площадки для переговоров – "Минск" и "Нормандский формат": Украина-Германия-Франция-Россия.

Минские соглашения вновь показали, что они неэффективны и пользы от них за два года довольно мало. Так, благодаря им удалось договориться об обмене пленными. Но российская сторона сразу блокирует обмен, как только видит, что украинские позиции усиливаются. Собственно, для Москвы минские соглашения – средство для шантажа Запада и Украины.

Когда кто-то думает, что минские договоренности принесут мир – это иллюзия. После того, как был проигнорирован Будапештский меморандум, никто не верит никаким бумажкам. Минские переговоры – это средство для маневров. На Западе думают так: пока дипломаты говорят, пушки молчат. Разведение вооруженных сил – это результат, который позволит Украине усилить собственную обороноспособность,
– убежден Сергей Таран.

То, что минские соглашения не принесут мира, считает и председатель правления Центра прикладных политических исследований "Пента" Владимир Фесенко. По его убеждению, это возможно только в "нормандском формате + США".

Минские соглашения себя исчерпали?

Интересно, что и западные эксперты также придерживаются схожего мнения. Французский политолог, волонтер Матье Булеґ, который посещал зону АТО, в интервью одному из украинских изданий заметил, что минские соглашения невозможно выполнить, хотя их не избежать.

Мир продолжает оставаться очень призрачной перспективой, эти договоренности не решают проблем. Чтобы продвинуться политически, надо вывести из Донбасса вооружение, но россияне утверждают, что ни их, ни их оружия там нет,
– говорит Булеґ.

При этом, отмечает он, Запад также всячески избегает признавать тот факт, что против Украины ведут войну не террористические группировки, а Россия. А война превратилась в позиционную: она не двигается с места ни в военном смысле слова, ни в юридическом.

Москва отрицает сам факт войны. Запад с ним не согласен. Но не признает, что это война с РФ. Как следствие – Украина стоит перед необходимостью справляться в конфликте с Россией и якобы не с Россией на своей территории. Причем без права на самостоятельное решение касательно вооруженных формирований, которые в основном пришли из РФ. Это довольно парадоксальная для Киева ситуация,
– подчеркнул он.

Возможно, определенным выходом стали бы переговоры в нормандской формате – в идеале, с привлечением США. Путин после якобы украинских диверсий в Крыму в конце августа заявил, что смысла во встрече нормандской четверки нет. И на саммите G20 в начале сентября согласился, что встреча нужна, хотя он этого и не очень хочет.

Заместитель главы Администрации Президента Константин Елисеев уже заявил, что лидеры "нормандского формата" достигли консенсуса по проведению следующей встречи, но ее дата зависит от практического наполнения. Дата саммита не определена, поскольку стороны готовят соответствующие документы. В то же время, подчеркнул Елисеев, встреча может произойти только тогда, когда будут учтены интересы украинской стороны.

Елисеев, конечно, прав. Если не будут учтены наши интересы, – какой смысл во встрече? С другой стороны, о чем уже не раз говорили политические эксперты, Путин затягивает время. В США, Германии и Франции скоро выборы. И за столом нормандской четверки вместо Ангеды Меркель и Франсуа Олланда могут оказаться другие политики, с которыми российский президент планирует договориться на своих условиях.

Минские договоренности и Нормандский формат, как минимум, продлятся до конца года, когда будет понятно, кто победил на президентских выборах в США. И это определенным образом повлияет на судьбу этих переговорных форматов. Путин ждет победы Дональда Трампа, чтобы вступить с ним в переговоры, а не с немцами и французами. Хотя Трамп может ответить, что это европейское дело, и он умывает руки. Тогда ситуация пойдет по новому кругу,
– считает Владимир Горбач.

Сергей Таран также отмечает: Путин хочет, чтобы во время такой встречи была достигнута договоренность, которая стала его успехом. В частности, о проведении выборов на оккупированных территориях Донбасса.

Нормандский формат жив. Хотя было бы неплохо привлекать туда других партнеров. Например, США и Польшу, которая проявляла желание,
– говорит эксперт.

Поэтому трудно спрогнозировать, как на урегулирование конфликта на Донбассе повлияют переговоры нормандской четверки, если, конечно, они состоятся. Как показывает практика, минские соглашения и договоренности в этих рамках к большим позитивам не приводят. Оптимисты заявляют, что Запад на стороне Украины, о чем свидетельствует продолжение экономических санкций против России. Пессимисты считают, что Минск себя исчерпал и против России нужно применять более жесткие меры.

Примечательно, что Петр Порошенко 21 сентября на сессии Генассамблеи ООН выступил с довольно жесткими заявлениями в отношении агрессии России на востоке Украины, продемонстрировав доказательства того, что на украинской территории воюет именно российская регулярная армия. В то же время, Верховная Рада приняла заявление о непризнании выборов в Госдуму РФ из-за участия в них жителей Крыма.

Возможно, это повлияло на то, что несмотря на договоренности о разведении сил в зоне АТО боевики продолжают обстрелы. Очевидно, Москва опасается усиления санкций, хотя Кремль применил все лоббистские возможности для того, чтобы санкции ослабили. Становится понятным, что Россия различными способами будет поддерживать конфликт на Донбассе и пытаться помешать его урегулированию. Отводить свои войска и технику Кремль не будет, ведь это станет крахом для Путина, который готовится к президентским выборам 2018 года. Поэтому о чем бы ни договаривались стороны в Минске или в "нормандском формате" – результат будет одинаковый. Но Украина должна постоянно доказывать западным партнерам, что против нас воюет именно Россия. И, если не остановить ее вовремя, то пострадает вся Европа, будут нивелированны все демократические достижения, которые нарабатывались веками.

Читайте также: Мысли о НАТО: когда и как Украина сможет присоединиться к Альянсу