Петр Балабуев – создатель самых больших самолетов в мире

20 января 2018, 21:12
Читати новину українською

Появление самолета Ан-225 стало настоящей мировой сенсацией. Глядя на этого гиганта с размахом крыльев 88 метров, было сложно поверить, что 640 тонн вообще могут подняться в воздух, однако украинским конструкторам удалось преодолеть законы гравитации. Название "Мрия" для своего детища выбирал главный конструктор Петр Балабуев.

В конструкторское бюро Олега Антонова он попадет в 1954 году,– последний возлагал большие надежды на молодых выпускников Харьковского авиационного института. Балабуев ярко среди них выделялся. Начав с работы в мастерских, он уже в 30 лет занимает должность одного из заместителей Антонова. Луганчанин не только обладает конструкторским талантом, но и организационными способностями.


Петр Балабуев

Когда в Ташкенте наладили серийное производство "Антеев", именно ему доверили координацию всех процессов и испытания. Советский союз настолько гордился новинкой, что даже впервые решился принять участие во французском авиасалоне Ле Бурже. Так, в 1965 году зрители увидели самый мощный турбовинтовой самолет в мире, который, кстати, таким остается и до сих пор.


Самолет "Антей"

Читайте также: Гром-2 – лучший ракетный комплекс Украины времен независимости

В 1968 все внимание к себе привлек Локхид C-5 "Гэлэкси" – американский самолет, превзошедший общую грузоподъемность "Антея" на 100 тонн. Кремль подозревал, что этим преимуществом воспользуются военные для оперативной переброски войск и вооружения, поэтому приказывает КБ Антонова возврнуть советской авиации первенство. Другими словами, характеристики Антея надо было улучшить вдвое, – на этот раз задача ляжет на плечи Балабуева.

Первые попытки заканчиваются неудачей, становится понятно – со старыми технологиями самолет не построить, нужно модернизировать всю авиапромышленность: разрабатывают более мощные двигатели, надежную электронику для штурвала, улучшенные свойства сплавов для крыльев – в общем Балабуев координирует работу 800 привлеченных предприятий. На его столе лежат 540 возможных вариантов компоновки самолета и 36 эскизов крыла – от главного конструктора ждут указаний.

В 1985 году Ан -124 Руслан прибудет в Ле Бурже. Опять сенсация, и снова антоновка на шаг впереди. Грузовой отсек длиной в 36 метров и шириной – 6 метров, пол сделан из титана, поэтому внутри может ездить тяжелая гусеничная техника. За 2 недели АН-124 установил сразу 21 рекорд, главный из которых – подъем на высоту почти 11 километров с грузом в 170 тонн.


Ан-124

Сначала Ан-124 рассматривали как подмогу для военно-воздушных сил – перебросить в горячую точку оружие или танки, вывезти бойцов. Впрочем, впоследствии переквалифицировали в "летающий грузовик" для гражданских нужд. Были в истории Руслана и оригинальные рейсы – перевозки 52 тонн золота, сценического оборудования для Майкла Джексона и даже слона, дельфинов и 25-метровый кактус.

Читайте также: Украинская компания, что творит революцию в киноиндустрии – Front Pictures

Тут бы можно было и отдохнуть на лаврах, но перед Балабуевым поставят еще одно задание – подготовить самолет, который бы смог перевозить космический корабль Буран. На этот раз разработка заняла рекордные 3,5 года, ведь инновационные технологии, использованные в "Руслане", имели еще значительный ресурс для совершенствования.

В 1989 году на авиасалон в том же Ле Бурже Ан-225 "Мрия" прилетит с космическим челноком на спине, так, чтобы с первого взгляда мировая авиационная элита осознала масштабы их разработки. В отсеке длиной 43 метра и шириной – 6 могли уместиться 80 легковых авто, корпус Боинга 737, или же 250 тонн другого груза – скажем, генераторы для электростанций и 40-метровые лопасти турбин. В общем "Мрия" поставит 240 авиарекордов и сохранит титул самого большого самолета в мире до наших дней.

На посту главного конструктора Предприятия Антонов Бабабуев проработал 21 год. Работа занимала практически все время, для жены и семьи оставалось немного. Впервые в Советском союзе конструктор сократил для работниц рабочий день до 6 часов с сохранением заработной платы.