Как Кремль информационно обрабатывает западную публику: расследование от The Insider и Грозева
Источник:
The InsiderБолгарский журналист Христо Грозев с другими медийщиками сделал расследование о деталях информационной войны Кремля против Запада. В его распоряжение попала переписка сотрудников Службы внешней разведки России.
Ряд документов подтверждает, что Москва распространяет дезинформацию от имени радикальных украинских и европейских сил. Спекулируют россияне на темах, болезненных для западного общества.
Смотрите также Соревнование во лжи: главные российские вбросы накануне выборов и Олимпиады во Франции
Далее 24 Канал рассказывает о самом главном из текста международных расследователей.
Разоблачение российских разведчиков
Группа сотрудников Службы внешней разведки (СВР), отвечающая за информационную войну против Запада, действует под прикрытием Международного центра безопасности "Миротворец".
Ключевую роль в организации играет 45-летний Михаил Колесов, также являющийся офицером Федеральной службы безопасности (ФСБ). Его главный соратник – Михаил Кулемин.
Сотрудник СВР и ФСБ Колесов / Из материала The Insider
В своих проектах работники СВР обещают "обеспечивать полную безликость своих действий", уделяя большое внимание конспирации. Очевидно, слив их переписки журналистам свидетельствует о "высоком уровне" работы российской разведки.
В начале 2010-х годов Колесов и Кулемин посвящали себя коммерческой деятельности, но в начале 2020-х перешли на информационную войну против Запада. В распоряжении Кулемина даже есть фальшивый паспорт.
Фальшивый паспорт Кулемина / Из материала The Insider
Справки об информационной войне работники СВР готовили для различных силовых ведомств. Именно из их содержания журналисты составили картину того, как спецслужбы Кремля представляют противостояние с Западом.
Стратегия информационной войны Кремля
В одном из кремлевских документов за 26 мая 2022 года говорится о том, что такие московские медиа, как RT и Sputnik, утратили влияние – не приносят желаемого результата.
Российские аналитики признают: ситуацию особо не улучшают даже телеграм-каналы, ведь сам контент не является креативным, а вместо этого – переполнен морализаторством.
Предлагают решать проблему с помощью "нестандартных методов воздействия". В частности, во враждебных России странах:
- стимулировать протестную активность оппозиционных сил;
- заниматься эскалацией антиправительственных выступлений;
- раскачивать аморфную часть электората;
- в целом осуществлять акции тайного влияния на авторитетных представителей вышеуказанных кругов.
В качестве примера можно размещать в сегментах зарубежного интернета материалы якобы от имени общественных организаций, содержащие новые требования к странам главного противника (России – 24 Канал). В частности, политического, экономического, социального характера,
– говорится в источнике, который цитируют расследователи.
Именно с помощью частоты, навязчивости, агрессивной формы и некорректной подачи материала кремлевские "специалисты" собирались противостоять Западу.
Кроме того, работники СВР предлагали разделить аудиторию на такие две части:
- рациональную;
- эмоциональную.
Разделить нужно для того, чтобы для каждой из них вбрасывать в информационное пространство соответствующие сюжеты. Самое главное – делать это регулярно. Например, по два в неделю.
Обращение не к разуму, а к эмоциям способствует скорейшему достижению поставленных перед пропагандистской машиной целей,
– говорится, среди прочего, в документе Кремля.
На вооружение предлагали взять именно "негативную повестку" и с помощью эмоции страха продвигать нужные месседжи для дестабилизации. Распространять идеи должны были бы "вымышленные радикалы" – не от имени России, а от имени других сил.
Обратите внимание! Прямым текстом российские спецслужбисты предлагали "пренебрегать моралью", прикрываясь тем, что, мол, Запад также это делает.Чтобы осуществлять информационное воздействие, работники СВР предлагали такой алгоритм действий:
- Создание сайта под видом "информационного агентства" или "агентства независимых расследований".
- Ааккумулирование материалов на сайте, дублирование их в аудио- и видеоформатах на популярных видеохостингах (YouTube, Rutube).
- Разбивка основного видео на короткие клипы и публикация их до 2 раз в день;
- Внедрение ссылок на контент в электронные средства коммуникации целевой аудитории с помощью алгоритма на базе платформы "Шторм" и специального программного обеспечения.
- Параллельный запуск кампаний в социальных сетях и таргетированная рассылка по мессенджерам.
Первичные результаты россияне ожидали уже через 5 недель после начала операции. Общий срок достижения среднесрочных целей – от 3 до 6 месяцев.
Важно! Понимали в Кремле и важность реальных действий, а не только рассылок в онлайн-формате. Поэтому и в документе говорится об организации протестов за деньги и распространение их в медиа."Результативность" московских методичек
Приведенные выше методы были использованы в кампаниях Кремля в Европе и США.
В то же время в 2023 году в Париже появились антисемитские граффити, которые распространяла сеть ботов Doppelganger, связанная с Главным разведывательным управлением России (ГРУ). Французские власти задержали исполнителей, которые оказались молдаванами, нанятыми прокремлевским политиком Шором.
Эта же сеть распространяла фейковые цитаты известных людей, призывая прекратить помощь Украине, и использовала дипфейки для запугивания терактами на Олимпиаде в Париже.
Трудно сказать, какое отношение к этим провокациям имеет СВР, но переписка Колесова и Кулемина показывает их координацию с ГРУ. Кулемин готовил аналитические справки для секретаря Совета безопасности.
Несмотря на большие усилия российских спецслужб, результаты этих действий выглядят сомнительными. Сеть Doppelganger достигла полутора миллионов пользователей в Twitter, но это незначительный показатель по сравнению с крупными платформами вроде YouTube или TikTok.
Однако в некоторых ситуациях даже такое влияние может быть важным, например на выборах в США, где результаты в отдельных штатах могут решаться небольшим количеством голосов.
Реальный кейс в качестве примера. Проект "Ледоруб"
В переписке Колесова и Кулемина журналисты обнаружили, в частности, проект "Ледоруб", направленный против конкретного эмигранта в США, которому давал финансирование Фонд борьбы с коррупцией Навального. СВР планировала кампанию по дискредитации этого эмигранта.
За 300 тысяч долларов в месяц планировалось сделать жизнь эмигранта невыносимой посредством диффамационной кампании. Спецслужбы нацелились распространять фейковые истории, например о том, что фигурант является финансовым спонсором Кадырова и скрывается в Бостоне после побега из России.
Итоговый объем аудитории в Кремле оценивали в почти 600 тысяч человек. Также СВР оценивала операцию как успешную, хотя сам банкир не заметил этой кампании.