В формировании имиджа и политической стратегии Леониду Кучме помогали российские политтехнологи Дмитрий Куликов, Тимофей Сергейцев и Искандер Валитов. Эту команду технологов привез в Украину в 1998 году зять Леонида Кучмы Виктор Пинчук, когда готовил свою избирательную кампанию в Верховную Раду.
Читайте также Уважаемые политики, если вы не остановитесь – мы потеряем все
Команда "Димы и Тимы"
В начале двухтысячных я уже знал, что на территории Украины работают российские технологи. К ним обращались политики, телеканалы, издания, олигархи и бизнесмены. В свое время у меня была возможность наблюдать методы их работы. Это было действительно, извините за тавтологию, технологично и эффективно, хотя часто аморально и грязно.
Команда "Димы и Тимы" – так их называли – это был просто топ. Они помогли Кучме написать нетривиальную для украинского книжного пространства книгу – "Украина не Россия".
Что известно об этой книге
В ней Кучма делится воспоминаниями, карьерным путем, своими взглядами на историю и взаимоотношения с Россией. Казалось бы, ну что такого, рано или поздно у известных политиков появляется желание рассказать о своей жизни или писать тематические книги. Однако здесь есть некоторые моменты: книга была написана и сначала напечатана на русском языке в 2003 году в Москве издательством "Время", а в 2004 году – там же в украинском переводе. Россиянам книга, как говорится, не зашла. Было и возмущение, и критика. Оно то понятно, все имперское величие как-то проседает после фактов о ключевом и масштабном участии украинцев в истории Московии.Если поставить себя на место какого-то руководителя внешней разведки Московии или президента, то книга выглядит серьезными историческими претензиями и деликатным намеком, что Россия Украине должна на тысячу лет вперед. Главное – в книге не было привычной неполноценности.
Эта неслыханная дерзость еще и была опубликована в самом сердце Белокаменной да еще и президентом, одна из основных функций которого – реализация внешней политики страны.
Тогда Кучме нужно было обойти коммуниста Петра Симоненко, имевшего чрезвычайно высокую поддержку среди населения, которое было разочаровано медленными темпами развития страны и феерическими проявлениями коррупции на фоне не слишком высокого общего уровня жизни. Ярким и решающим нововведением команды технологов, которое было призвано убрать стены недоразумения между президентом Кучмой и народом, стало уличное телевидение.
Они закупили 50 мобильных телевизионных комплексов, которые позволяли организовать телемосты между людьми на улице и президентом. Но телевизионный комплекс состоял не только из техники. Сергейцев сам подбирал к ним ведущих, которые должны были не просто общаться и модерировать разговор, он научил их особому мышлению и умению включаться в проблему. Уличное телевидение заметно подняло поддержку президента Кучмы среди избирателей.
Чем на самом деле занимались российские политтехнологи в Украине
Этот факт, скажу откровенно, подкинул сомнений формировали ли в то время технологи основы для порабощения Украины или наоборот честно отрабатывали деньги за пиар? Чтобы ответить себе на этот вопрос, пришлось провести анализ работ и выступлений Сергейцева. Вывод оказался для меня несколько неожиданным: группа московских технологов вовлеченных в самый деликатный процесс борьбы за власть одновременно еще и изучала Украину, как изучала предприятие или избирательный округ.
Получив доступ к первым лицам и конфиденциальной информации, они анализировали ценности, интересы, сильные и слабые стороны как власти, так и народа, анализировали проблематику. Книга Кучмы, изданная в Москве, могла стать их отчетом по проблеме, которую они называют "Украина".
По сути, ответом на многовековой вопрос, который задавали себе российские руководители и который в начале 90-х еще подростком я услышал с экрана от хриплого с тяжелого бодуна Бориса Ельцина. Тот на встрече с силовиками и правительством медленно выжал из себя: "Мы собрались здесь для того, чтобы решить, что нам делать с Украиной?". Книга Кучмы показала глубину проблемы для России, учитывая ее имперские аппетиты.
Интересно Что на кону выборов в Сербии и чем чреваты реваншистские настроения?
Для того чтобы лучше осознать эффективность работы российских политтехнологов в Украине, я приведу еще один пример, который знаю в деталях. Но без имен. Это тот случай, когда, как журналист, не должен раскрывать источники. Двухтысячные годы, выборы в Верховную раду. Одна из южных областей. У кандидата, который должен влиться в информационный кулак парламентского большинства, катастрофический обвал поддержки избирателей. До голосования меньше месяца. Звонок в Киев – и ему на помощь руководство партии отправляет группу московских технологов.
В течение 2 дней они ездят по избирательному округу, собирают данные, выделяют проблемные вопросы, изучают взгляды, предпочтения, даже какие есть продукты в магазинах. Затем 2 дня на игровое моделирование. На пятый день кандидату выдали четкие установки о чем и как говорить на встречах с избирателями. Главное без самодеятельности – четко по расписанному плану. В день выборов отметку напротив его фамилии поставили две трети избирателей по округу.
Как вы воспринимаете идею, что есть способ заставить вас думать, что вы сами приняли решение, а на самом деле – это решение вам навеяно? И при правильно построенной стратегии презентации кандидата, шансов, что вы примете решение не в его пользу, немного.
Один из методов российских экспертов – дестабилизация общества
После успеха в проведении избирательных кампаний 1998 – 1999 годов и уже упомянутой помощи в написании и издании довольно провокационной во взаимоотношениях между Киевом и Москвой книги, Сергейцев принял участие в еще двух президентских кампаниях. В 2004 году он играл на стороне Виктора Януковича. Тогда едва ли не впервые методология оказалась бессильной против активного общества.
Я не берусь утверждать, было ли частью технологии давление на медиа через админресурс? Было ли отравление кандидата Ющенко способом обезобразить его внешность, или это была какая-то самодеятельность? Были ли избирательные карусели, вброс бюллетеней и вмешательство в электронную избирательную систему частью плана под лозунгом "в бою всяк способ сгодится", или это была часть собственной партийной деятельности?
Заметьте Надежды на лучшее нет: какое будущее ждет Россию
Утверждать можно одно – московские политтехнологи знали, что этот ресурс будет привлечен. А когда пророссийский кандидат не прошел – включили механизм дестабилизации общества. Например, медиапространство подорвала созданная технологами фейковая карта, на которой команда Ющенко будто бы поделила украинское население на три сорта:
- первый сорт – западные области,
- второй сорт – центр,
- а третий сорт – восточные области, в том числе Донбасс.
Если на Западе и в Центре люди крутили пальцем у виска, то на Донбассе почва оказалась благоприятной, а эта ложь проросла в виде массового возмущения. Далее начали разыгрывать языковую карту, которая еще больше усилила искусственный раскол в украинском обществе. В тот момент предотвратил кровопролитие и развитие сценария 2014 года президент Кучма, который не допустил разгона Оранжевого майдана, а наоборот приказал отвести отряды милиции.
Неудачи российских политтехнологов
После частичного фиаско на президентских выборах в команде Януковича, Сергейцев имел еще один большой политический проект, который завалил окончательно – президентская кампания Арсения Яценюка. Многие помнят эти полосатые плакаты, из-за которых распространилась в народе фраза "кандидат цвета хаки" и ее перифразы. Справедливо будет сказать, что над имиджем Яценюка работали не только российские технологи, но и украинские, которые прошли школу "уличного телевидения".
В следующий раз технолог появится в Украине в 2012 году с художественным фильмом "Матч", который искажал исторические факты и создавал крайне неприличный образ украинцев. В основу сюжета положили мифологизированное футбольное соревнование между командой немецкого Люфтваффе и сборной командой киевских футболистов. Сергейцев выступил продюсером фильма. Кинолента через 2 года была запрещена к показу в Украине.
На самом деле через кино и телевидение московская пропаганда оказывала колоссальное влияние на украинского зрителя. Объем этот был настолько большой, что ему также стоит уделить отдельный разговор.
Украину изучали под лупой
Но, чтобы замкнуть логический круг, нужно сказать, в чем заключается сила методологии российских технологов. Объект, над которым они работают – это прокладка газовой трубы или соседнее государство, на которое решили напасть – подпадает под всестороннюю оценку с точки зрения различных наук и знаний. Я практически убежден, что во время подготовки к агрессии Украина, превращенная в предмет изучения, рассматривалась и климатологом, и спелеологом, и экономистом, и этнографом и культурологом, и инженерами гидросооружений, и логистами, и педагогами, и производственными технологами, и энергетиками, и знатоками международных отношений, и историками, и математиками, и физиками, и биологами и тому подобное.
Эти системы знаний использовались для поиска слабых мест и разработки способов, как нанести максимальный вред и сломить волю к борьбе.
Когда у вас возникало ощущение, что враг как будто обложил со всех сторон – это следствие такого подхода. Это и есть эффект применения методологического подхода.