Черная страница в истории Львова: 21 год назад произошла Скниловская трагедия
Сегодня, 27 июля, прошел 21 год от ужасной катастрофы на Скниловском аэродроме. Именно в этот день 2002 года обычное авиационное шоу превратилось в одну из самых больших трагедий в истории независимой Украины.
Тогда в результате авиакатастрофы погибли 77 человек, 28 из них – дети. В годовщину Скниловской трагедии 24 канал рассказывает, как и почему это случилось, информирует о расследовании и ответственности.
Читайте также 9 годовщина сбивания MH17: почему террористы еще не наказаны и каким будет начало большого пути
История Скниловской трагедии
На Скниловском аэродроме 27 июля 2002 года проходило празднование 60-летия создания 14 авиационного корпуса Военно-Воздушных сил Украины. В программе было запланировано авиационное шоу, на которое собралось более 10 тысяч зрителей, в основном из Львова.
Пилоты должны были продемонстрировать выполнение фигур высшего пилотажа – один из демонстрационных полетов совершал Су-27УБ. Руководили тяжелым высокоманевровым истребителем с бортовым номером 42 в этот трагический день полковники Владимир Топонарь и Юрий Егоров.
Падение самолета на Скниловском аэродроме: смотрите видео
Около 12:50 самолет должен был выполнить ряд сложных фигур, однако одну из них истребитель совершил на критически малой высоте – пытаясь выровняться в горизонтальное положение и избежать столкновения с землей, воздушное судно зацепило дерево, затем крылом коснулось бетонного покрытия рулевой дорожки, после чего, переворачиваясь, задело еще несколько самолетов, вспыхнуло и взорвалось.
На своем пути самолет буквально "сметал" десятки находившихся на аэродроме зрителей. В результате авиакатастрофы погибли 77 посетителей авиашоу, из них 28 были детьми, пострадали около 250 присутствующих.
Оба пилота, Топонарь и Егоров, при этом выжили – они осуществили катапультирование, когда самолет коснулся земли. Около двух месяцев пилоты истребителя лечились в военном госпитале, поскольку получили травмы позвоночника.
Самолет за несколько секунд до катастрофы / Скриншот по видеосюжету 24 канала
Расследование катастрофы
В сентябре 2002 года была озвучена первая официальная версия авиакатастрофы, а именно отклонение от задачи и ошибка в пилотировании Су-27. Расследование установило, что Топонарь и Егоров действительно были опытными пилотами с многолетним стажем, однако накануне авиашоу совершили лишь один тренировочный полет, причем не над аэродромом, где происходило событие, а на аэродроме в Озерном Житомирской области.
Владимир Топонарь, который был первым пилотом самолета, кстати, просил разрешения на дополнительные тренировочные полеты накануне авиашоу, однако ему отказали. В Скнилов 27 июля самолет вылетел из того же Озерного.
Кстати, следователи изучали просчеты в организации авиационного шоу и подготовки к нему, проблемы нехватки финансирования Военно-воздушных сил и других нюансов, которые могли стать причиной трагедии. Было установлено, что зрителей разместили не по предварительно согласованной схеме.
Фигуранты и осужденные
Сначала по делу фигурировало сразу 12 человек, четыре генерала суд впоследствии оправдал, в частности:
- главнокомандующего Военно-воздушными силами, генерал-полковника авиации Виктора Стрельникова;
- командующего 14 авиационного корпуса, генерал-лейтенанта Сергея Онищенко;
- заместителя главнокомандующего ВВС по боевой подготовке, генерал-лейтенанта Александра Волошенко;
- заместителя начальника по боевой подготовке, генерал-майора Владимира Алексеева.
Были признаны виновными в небрежной организации шоу и невыполнении задания, а также были лишены свободы:
- первый пилот Владимир Топонарь, приговоренный к 14 годам за решеткой, вышел из тюрьмы через 11 лет после трагедии;
- второй пилот Юрий Егоров, приговоренный к 8 годам, вышел на свободу через 2,5 года;
- командующий 14 авиационным корпусом, генерал-майор Анатолий Третьяков, получил 6 лет тюремного срока, впрочем, отсидел 5;
- помощник руководителя полетов, подполковник Юрий Яцюк – из 5 присужденных лет тюрьмы отсидел не полных 3;
- начальник службы безопасности полетов 14 авиационного корпуса Анатолий Лукиных получил 4 года условного срока.
Заметим, что оба пилота самолета Су-27 виновными себя не считали, указывая на неудачную организацию авиашоу и невозможность подготовиться к нему должным образом.
Скниловская трагедия в цифрах / Инфографика 24 канала
Добавим, что после Скниловской трагедии произошло немало кадровых изменений среди руководства украинской армии. Кроме того, родственникам погибших в результате авиакатастрофы выплатили от 10 до 100 тысяч гривен денежной компенсации.
Скниловская трагедия – как это было: смотрите видео
Жизнь и смерть летчика-аса Владимира Топонаря
Бывший украинский военный летчик Владимир Топонар, которого называли одним из лучших в мире, умер в оккупированном Россией Крыму. О его смерти украинские СМИ писали в январе 2023 года.
В СМИ ходили слухи об участии Топонаря в войне против Украины на стороне России. Как пишет BBC, бывший руководитель тюремной системы Украины, адвокат Сергей Старенький информировал, что в феврале 2022 года карета скорой забрала бывшего летчика из села на Киевщине и вывезла в Крым.
В оккупированном Крыму Топонар якобы присоединился к российской авиации, которая осуществляла атаки на Украину. Старенький уверяет, что Топонар длительное время получал российскую пенсию.
Родственники Топонаря подтвердили журналистам, что он получал, потому что был прописан в Крыму и после аннексии полуострова его пенсионное дело осталось на этой территории.
Украинские правоохранители не подтвердили журналистам ВВС News Украина участие Топонаря в войне на стороне России. Иван Топонар, сын летчика, который продолжил дело отца, опровергал все обвинения в адрес отца и назвал их "бредом".
Топонар признал, что в середине февраля 2022 года его отец действительно выехал со своей второй женой в Крым якобы с необходимостью пройти лечение.
У бывшего летчика обнаружили рак четвертой стадии, рассказал его сын. Врачи в Симферополе, куда прибыл экспилот, заявили, что опухоль не операбельна. Топонаря поместили в медицинское учреждение в Керчи.
Состояние больного все время ухудшалось, метастазы распространились на легкие. Ему удалось некоторое время продержаться, но когда начали отказывать почки, пациент умер.
Как говорит сын пилота, последние месяцы его отец был прикован к постели и часто терял сознание.
По словам Ивана Топонаря, его отца не стало 21 января. Его тело кремировали 25 января, а похоронили 28 января на кладбище в Феодосии.