Между тем в Европейском Союзе, США и других странах эти вопросы решены давно – путем создания эффективных систем контроля и сбора налогов с небольших онлайн-заказов. Опыт ЕС может стать ориентиром для Украины, если его адаптировать к нашим реалиям. Далее читайте в эксклюзивной колонке для 24 Канала.
Заметьте Как криптовалюты восстанавливаются после крупнейшего краха в истории
Как Европа решила проблему "мелких посылок"?
До 2021 года в ЕС действовало правило, по которому посылки из-за пределов Евросоюза стоимостью до 22 евро не облагались НДС. Но это создавало масштабные злоупотребления: продавцы из Китая и других стран систематически занижали стоимость товаров, разбивали партии, и бюджет государств-членов терял миллиарды евро каждый год.
Поэтому Еврокомиссия ввела реформу электронной коммерции и полностью отменила порог беспошлинного импорта. С 1 июля 2021 года все товары, независимо от стоимости, подлежат налогообложению НДС. Ключевой инновацией стала система Import One Stop Shop (IOSS), что позволяет платить НДС сразу при покупке – без сложных таможенных процедур.
В то же время не только ЕС признал эти маркетплейсы угрозой для своей экономики и ввел меры по противодействию их влияния. США полностью ликвидировали правило de-minimis в первую очередь для противодействия безналогового наплыва для товаров из Китая.
Как работает IOSS?
Механизм IOSS прост: иностранный интернет-продавец регистрируется в одном государстве ЕС как участник IOSS и получает специальный идентификатор. При продаже товара покупателю в любой другой стране ЕС НДС сразу начисляется по ставке страны потребителя. Продавец перечисляет сумму НДС в свою налоговую администрацию, а та уже распределяет ее между государствами-членами.
Таким образом:
- покупатель видит конечную цену сразу, без непредвиденных таможенных платежей, не получает никакого дополнительного администрирования;
- продавец платит налог централизованно, без контакта с десятками налоговых служб;
- государство получает поступления, уменьшаются злоупотребления и без нагрузки на таможню.
ЕС также предусмотрел возможность для почтовых и курьерских операторов выступать посредниками в уплате налогов – это упростило администрирование для малых отправителей.
Фактически в ЕС действуют параллельно две системы – IOSS – упрощенная система администрирования, по договоренности с маркетплейсом. В то же время товары из тех маркетплейсов, которые не зарегистрированы в системе, или частные отправления от физлиц, можно растаможить в общем порядке, почтовые и курьерские операторы выступают посредниками в уплате налогов.
Какие модели может использовать Украина?
Украина пока использует "пороговую" модель, когда товары до определенной стоимости освобождаются от налогов. Но она становится все менее эффективной. Учитывая европейский опыт, можно рассматривать альтернативные модели.
- Модель продавца (seller collection) – налог уплачивает продавец при продаже. Это самый удобный и прозрачный вариант, особенно для крупных международных платформ (AliExpress, Amazon, eBay). Украина может интегрироваться в глобальные налоговые решения, когда НДС взимается автоматически на этапе платежа.
- Модель посредника (intermediary model) – уплата налога осуществляется через почтового или курьерского оператора. Такая модель актуальна для мелких продавцов и логистических компаний, которые имеют технологическую инфраструктуру для автоматического декларирования и перечисления платежей.
Профильные специалисты сходятся во мнении, что модель продавца – оптимальный путь для Украины, ведь она минимизирует нагрузку на государственные службы и обеспечивает стабильный сбор налогов.
Законодательные инициативы: в поисках баланса
В парламенте зарегистрировали ряд инициатив, которые предусматривают изменение механизма налогообложения посылок и имплементируют успешную европейскую практику – IOSS. Однако внедрение этих проектов требует серьезной технической базы: интеграции с платежными системами, таможенными операторами и онлайн-платформами.
Ключевой вопрос – как сделать систему простой для граждан и прозрачной для государства. Здесь Украине нужна поэтапная стратегия:
- создать электронную платформу регистрации продавцов (аналог IOSS);
- ввести пилотный проект с крупными маркетплейсами;
- обеспечить обмен данными между налоговой, таможней и почтовыми операторами.
Экономический эффект и общественная поддержка
Введение эффективного контроля над низко затратным импортом не является "новым налогом" – это восстановление равных правил игры. Каждый украинский производитель и официальный импортер платит НДС. Логично, чтобы те же требования действовали и для зарубежных интернет-продавцов, которые фактически выведены сейчас из-под любого регулирования, в том числе и налогового.
В перспективе это означает:
- рост бюджетных поступлений,
- детенизацию онлайн-торговли,
- выравнивание конкурентных условий,
- возможность направить дополнительные ресурсы на оборону.
Крайне важно, чтобы представители власти объяснили гражданам, почему такие изменения необходимы. Без прозрачной качественной коммуникации реформу легко будет исказить в публичном пространстве.
По информации ГМС, в 2024 году в Украину въехало 76 миллионов международных отправлений на сумму до 150 евро (общая стоимость – 61 миллиард гривен), 82% из них – товары из китайских маркетплейсов. Исходя из данных о стоимости почтовых отправлений и международных экспресс-отправлений, дополнительные поступления в 2024 году НДС, в случае внедрения OSS, составили бы 11,8 миллиарда гривен в год.
Эта цифра охватывает только прямые поступления НДС, то есть экономический эффект мог бы быть существенно выше, учитывая негативное влияние иностранных маркетплейсов на национальную экономику.
В течение первого полугодия 2025 года без налогообложения ввезено товаров на 44,6 миллиарда гривен. Недопоступления в госбюджет из-за отсутствия налогообложения китайских маркетплейсов составит 17,9 миллиарда гривен в 2025 году, а в 2026-м – около 27 миллиардов гривен.
Европейский опыт доказывает, что эффективное налогообложение малых посылок возможно только при условии цифровизации, доверия и сотрудничества между государством, бизнесом и потребителем. Украина имеет все предпосылки, чтобы перейти от устаревшей пороговой системы к современной модели, где налоги уплачиваются автоматически международными платформами, а правила одинаковы для всех.
Реформа в этой сфере – это часть большой трансформации: превращение Украины в зрелую европейскую экономику, где честная конкуренция становится основой развития.

