24 Канал имеет эксклюзивное право на перевод и публикацию материалов Дэвида Акса с портала Euromaidan Press (EP). Оригинальная публикация изначально вышла на сайте EP и публикуется с разрешения правообладателя.
Потеря 19-го Су-27 Украины с момента полномасштабного вторжения России ускоряет обратный отсчет. В отличие от МиГ-29, F-16 или "Миражей", ни один союзник не имеет Су-27, которые мог бы предоставить Украине. Наиболее эффективный украинский перехватчик советской эпохи теряет боеспособность, и нет возможности его заменить.
Читайте также Ужасная математика: сейчас у России больше бронетехники, чем в 2022 году
Почему Су-27 важнее других самолетов?
Быстрый, маневренный и универсальный, перехватчик Су-27 является одним из самых полезных боевых самолетов Украины. Но это также самый уязвимый истребитель на вооружении Украины.
Это потому, что потенциальный запас украинских Су-27, оставшихся вне поля зрения, но пригодных для восстановления, меньше, чем ее запас старых, но достаточно целых истребителей МиГ-29. И хотя в укрытиях по всей Европе все еще остается несколько МиГ-29, которые вскоре станут избыточными, ни один из иностранных союзников Украины не имеет Су-27, которые они могли бы передать в военные цели.
Сейчас украинские Воздушные силы имеют четыре типа истребителей с различными перспективами замены. Среди них именно Су-27 имеет наибольшую вероятность исчезновения.
Сколько Су-27 было в Украины?
После распада Советского Союза в 1991 году Украина унаследовала 74 тогда еще новых Су-27. Спустя 23 года на активной службе оставалось только 24.
Российское вторжение в Крым в 2014 году побудило Киев расширить парк Су-27. Вероятно, в то время на складе находилось до трех десятков неисправных планеров. К 2016 году по крайней мере один аналитик насчитал 57 украинских Су-27 с подтвержденными бортовыми номерами, нарисованными на носу.
Если бы все идентифицированные истребители были в достаточно хорошем состоянии, Киев мог бы – при условии больших усилий – восстановить их и увеличить флот почти до 60 самолетов. Хотя на практике маловероятно, что все истребители можно было бы восстановить после многих лет хранения на открытом воздухе.
25 февраля 2022 года во время патрулирования над Киевом взорвался Су-27. Это была первая потеря Украиной Су-27 во время большой войны. В течение следующих 44 месяцев были потеряны еще 18 таких истребителей: они разбились, были сбиты или уничтожены на земле в результате российских бомбардировок.
Каждая потеря приближала украинский парк Су-27 к нулю.
Миргородская катастрофа
Пожалуй, самые болезненные потери произошли 1 июля 2024 года, когда российский разведывательный беспилотник прилетел к авиабазе ВВС Украины в Миргороде, что в 160 километрах от северной границы Украины с Россией. Беспилотник зафиксировал не менее 6 единиц Су-27, небрежно припаркованных на улице посреди белого дня.
Российская ракета "Искандер" влетела в воздух, уничтожив два драгоценных "Су-27" и повредив другие четыре.
Сколько Су-27 осталось?
Сейчас в украинцев есть не более 38 активных Су-27, но все труднее подтвердить точное количество. До недавнего времени мы изредка могли заметить – на официальных фотографиях или видео с линии фронта – отдельные Су-27.
Самый простой способ идентифицировать конкретный Су-27 – это сочетание бортовых номеров и камуфляжных узоров. ВВС Украины это знают, а потому начали закрашивать бортовые номера и применять новую схему камуфляжа "серый призрак" в стиле ВВС США, которая имеет дополнительное преимущество – делает самолеты менее заметными с земли.
Один внимательный наблюдатель за украинским парком Су-27 еще в сентябре предположил, что в двух подразделениях – 39-й и 831-й тактических авиационных бригадах – есть не менее десятка, а максимум 25 активных Су-27. С тех пор было еще две потери.
Если сентябрьские подсчеты наблюдателя были точными, то на складе может быть от одного десятка до двух десятков старых истребителей Су-27 с потенциально разрушительной коррозией. Активный парк изнашивается со скоростью от четырех до пяти единиц в год.
В лучшем случае, бригады Су-27 могут иметь пару лет, прежде чем им придется объединиться в одну бригаду. Через два года, при нынешних темпах потерь, этот тип может стать редким и непригодным для использования в украинской армии.
Все, что мы знаем наверняка, это то, что каждый Су-27, который теряет Украина, – это Су-27, который она, вероятно, не сможет заменить. Поскольку Су-27 исчезают, их место должны будут занять МиГ-29, F-16 и Mirage 2000, пока в ближайшие годы их не заменят новые заводские Saab Gripen и Dassault Rafales.

