Украшения Рене Лалика: как художник совершил революцию в ювелирном мире
Рене Лалик – это гений ювелирного мира, который прошел путь от едких насмешек известных в то время мастеров до феноменальной популярности и признания его украшений произведениями искусства. А потом все бросил и стал стеклодувом.
Главное о Лалике:
- Он гений
- Он француз
- Он ювелир, который стал безумно знаменитым при жизни
- Он талантливый стеклодув (запатентовал 16 технологий изготовления стекла)
- Он дизайнер интерьера
- Своей жизнью охватил 85 лет – с 1860 по 1945. Расцвет его ювелирной активности пришелся на зарождение Арт-нуво (почти модернизм, но не он! Это не тождественные понятия!). Работа со стеклом и интерьером – это уже Арт-деко.
Читайте также: Философия Гауди: чем уникальны творения знаменитого архитектора
Живые украшения
Прежде всего, Лалик прославился как ювелир-революционер. Наряду с драгоценными металлами и камнями он начал использовать слоновую кость, панцирь черепах, рога. Для чего он это делал? Ответ во втором нововведении – сюжеты. Лейтмотив творчества Лалика – это три F, которые расшифровываются как femme (женщина), flora, fauna. С помощью необычных для ювелирного дела материалов он мог передать фактуру растений, изобразить животных. Также экспериментировал с эмалью, янтарем, полудрагоценными камнями, "неправильными формами".
Так, броши превратились в бабок, аксессуары для волос – в роскошные цветы, кулоны запульсировали женскими образами и целыми пейзажами.
Уже в 20 лет Лалик был дизайнером в нескольких известных ювелирных домах – Jacta, Aucoc, Gariod, Hamelin, Destape, Cartier, Boucheron.
Но его не устраивало две вещи. Первая – работать надо было по классической техникой, раз за разом тормозя живое воображение (хотя он имел частные заказы, где мог себе позволить и ласточку сделать, и лебедя, и тигра). Вторая – когда фирмы использовали его эскизы, то не указывали авторства Лалика. Поэтому, собрав денег, в 25 лет художник открыл собственный бизнес.
Первая большая выставка, в которой Лалик принял участие – Парижский салон дю Шан-де-Марс в 1989 году. Критики полностью разносили его украшения, мол, какой безвкусица, чтобы женщина надела на себя украшение в виде змеи или скарабея. А вот среди самих женщин появилось немало ценителей творчества молодого ювелира. Среди них была и актриса Сара Бернар, которая на долгие годы стала музой и покровительницей Лалика. Ею восхищались, ей подражали, поэтому и спрос на шедевры художника тоже рос.
Эскизы для сценических образов Сары Бернар
Но критики продолжали быть скептическими к Лалику. Говорили, что его украшения могут быть элементом сценического образа, но непригодны к жизни вне его. Продолжали возмущаться аксессуарам с обнаженными женскими силуэтами – это было просто неприлично. Но когда Лалика массово начали подражать другие ювелиры, волна критики замолчала.
Читайте также: Любовь сквозь призму живописи: 11 картин-взглядов на человеческие чувства
В украшениях Лалика рождалась красота, которая постоянно ускользает от нашего глаза в реальности – мох, корни, ветви, елочные "лапы", чертополох. Ассоциации с этими образами как бы не очень яркие, но в воображении и руках художника приобретали какой-то смысл, становились магнетическими. Лалик выполнял виртуозную работу, когда в одном украшении разворачивал целый пейзаж. Каждый элемент – четкий, объемный и имеющий художественную ценность.
Кроме того, что повлиял на ювелирное дело, большой мастер также расшевелил модную индустрию. Украшения Лалика требовали открытой шеи, плеч, декольте. В конце 19 века такие вольности были не ко времени. Но благодаря талантливому ювелиру изменения стали возможными. Пусть и не в повседневной жизни и не для всех, но в высших кругах и на светских мероприятиях – да.
Среди поклонниц и поклонников работ Рене Лалика были, кроме упомянутой Сары Бернар, британский магнат-миллионер Галуст Саркис Гюльбенкян и российская императрица Александра Федоровна.
Ювелир, который стал стеклодувом
Параллельно с изготовлением украшений Лалик заинтересовался свойствами стекла и начал проводить с материалом разные эксперименты. Но долгое время это было лишь хобби. Настоящая работа закипела, когда ювелир в 1905 году познакомился с парфюмером Франсуа Коти. Последнему не нравились стеклянные бутылки, в которых продавались его духи. Поэтому предложил Лалику сделать эскизы с фирменным привкусом трех F. Но замыслы художника должен был реализовывать завод "Баккара". Теперь результаты не понравились уже Лалику, и в 1910-м он выкупил целый завод по изготовлению стекла для своих нужд.
Флаконы для парфумов Рене Лалика
Флаконы для парфумов Рене Лалика
Работа со стеклом так нравилась художнику, что он начал брать заказы и от других парфюмерных домов – Worth, D'Orsay, Roger & Gallet, – а также выпускал аксессуары для туалетного столика, посуду, предметы интерьера.
Флаконы для парфумов Рене Лалика
Флаконы для парфумов Рене Лалика
Флаконы для парфумов Рене Лалика
Так, до 1912 года Лалик с головой ушел в "стеклянные дела" и полностью забросил изготовление украшений. Позже построил завод и запатентовал 16 видов изготовления стекла. Кстати, технология патины до сих пор является секретом.
Под руководством Лалика появлялись удивительные флаконы для духов, стеклянные пудреницы, кубки, вазы, светильники, символы для капотов машин, в том числе для Hispano Suiza, Isotta Fraschini, Bugatti, Bentley, проекты интерьеров и даже фонтаны. В 1936 году стеклянный фонтан Лалика установили на Елисейских полях в Париже. Но в 1956 году демонтировали, потому обслуживать его было слишком дорого.
Фонтан Лалика на Елисейских полях
Дом Lalique существует по сей день. Он занимается предметами декора, украшениями и имеет собственную линейку духов.