После принятия проекта вновь появилось множество комментариев о нецелесообразности повышения помощи при рождении ребенка, ведь это все равно не будет влиять на рост рождаемости и лишь единичные сообщения указывают на важность такой государственной поддержки семей. Далее читайте в эксклюзивной колонке для 24 Канала.
К теме Не все так просто: кто сможет получить выплаты на ребенка в размере 50 тысяч гривен
Какие выплаты за рождение детей были в Украине?
Помощь при рождении ребенка в Украине ввели еще в конце 1992 года, но в фокус общественного внимания вопрос этой социальной помощи попал в 2005 году, когда ее размер значительно увеличили.
Если в предыдущем 2004 году сумма выплат была на уровне двух прожиточных минимумов (далее – п.м.) для детей в возрасте до 6 лет, то в апреле 2005 года достигла 22,6 п.м. Причем помощь стала распределяться на две части: одна из них предоставлялась сразу же при рождении ребенка (в сумме кратной 9 п.м.), а остальные выплачивалась в течение следующих 12 месяцев.
В 2008 году не только увеличили размер помощи, но и ввели ее дифференциацию по очередности рождения ребенка и продлили срок выплат. Однако размер помощи в тот период был фиксированным.
Следующее существенное повышение состоялось в 2011 году. В этом же году размер помощи "привязали" к прожиточному минимуму, и это означало, что с каждым пересмотром п.м. для детей в возрасте до 6 лет автоматически повышались денежные выплаты.
После начала войны в 2014 году решили оказывать помощь при рождении ребенка в фиксированном размере 41 280 гривен (что тогда равнялось 40 п.м.) и независимо от очередности рождения ребенка.
Именно такую помощь получают семьи, в которых родился ребенок, и в 2025 году (но теперь это составляет около 16 п.м.). Сразу же после рождения ребенка выплачивают 10 320 гривен, а остальные родители ребенка получают ежемесячно (по 860 гривен) в течение следующих 36 месяцев.
Какие изменения по выплатам за ребенка ввели в Украине?
Наконец-то происходят долгожданные изменения. Наконец-то размер пособия при рождении ребенка, который не менялся более 11 лет, запланировали повысить, правда, с 41 280 гривен только до 50 000 гривен (то есть меньше чем на 9 тысяч).
Однако эту сумму будут предоставлять сразу после рождения ребенка одним платежом, что для семьи значительно лучше, чем растягивать выплаты на три года. Ведь с появлением младенца появляется потребность приобретения различных необходимых для ребенка товаров.
К сожалению, размер помощи остается фиксированным, поэтому ее значимость с ростом цен на товары и питание будет теряться.
В то же время предоставление помощи при рождении ребенка, при которой размер выплат зависит от размера прожиточного минимума или минимальной заработной платы является более целесообразным, чем фиксированный размер выплат, поскольку такая помощь менее уязвима к процессам инфляции.
Сразу же замечу, что в течение последних двух лет зарегистрировали несколько различных законопроектов, в которых предлагалось привязать помощь при рождении ребенка к прожиточному минимуму для детей в возрасте до 6 лет. В одном из них даже отмечали, что размер помощи должен быть 105 прожиточных минимумов. Также предлагалась дифференциация этих выплат по очередности рождения ребенка.
Положительным шагом является возвращение помощи по уходу за ребенком, которую отменили в 2014 году. На этот раз предполагается:
- что помощь по уходу за ребенком будет предоставляться только до достижения ребенком годовалого возраста (до 2014 года такой вид помощи выплачивался до исполнения ребенку трех лет);
- указан ее размер в 7000 гривен в месяц, а в случае ухода за ребенком с инвалидностью ее размер возрастает на 50% (то есть составляет 10500 гривен).
Чтобы стимулировать родителей возвращаться на работу после достижения ребенком одного года, предложили помощь по уходу за ребенком "еЯсла" в размере 8000 гривен в месяц. В случаях ухода за ребенком с инвалидностью выплата повышается до 12000 гривен.
Интересно Будет ли большая пенсия, если имеешь 40 лет стажа
А как в других европейских странах?
В большинстве европейских стран также введены единовременные выплаты при рождении ребенка, но размер, порядок и условия предоставления помощи могут существенно различаться между странами. Если в одних странах помощь при рождении ребенка предоставляется всем семьям, независимо от их доходов (например, как в Норвегии или Болгарии), то в других странах (например, Чехии, Греции или Италии) прежде чем осуществить выплату обязательно проверять доходы семьи и предоставлять только в случаях, когда они не превышают определенного уровня.
В отдельных странах Европы для получения помощи при рождении ребенка предусмотрено соответствие определенным условиям. Например, в Испании на выплату могут претендовать однородительские семьи, многодетные или семьи, где один из родителей является лицом с инвалидностью.
Помощь может как дифференцироваться по очередности рождения ребенка (например, Чехия, Болгария), так и быть одинаковой и не зависеть от порядка рождения ребенка (например, Эстония, Латвия, Литва). Причем дифференциация выплат по очередности рождения не означает, что на каждого следующего ребенка семья будет получать большую сумму помощи как это было в Украине в 2008 – 2014 годах.
Скажем, в Чехии на первенца предусмотрен больший размер помощи, чем при рождении второго ребенка. В Болгарии размер помощи при рождении в семье второго ребенка в 2,4 раза превышает размер помощи на первенца, но на третьего и четвертого ребенка помощь уже соответственно вдвое и втрое меньше чем на второго. В Словакии выплаты на первого, второго и третьего ребенка одинаковы, а вот при рождении четвертого ребенка размер помощи резко сокращается (аж в 5,5 раза).
Размер единовременного пособия при рождении ребенка в европейских странах может быть ниже того, что предполагается законопроектом в Украине. Однако сравнение в этом случае является непоказательным, ведь не учитываются многочисленные другие части государственной поддержки семей с детьми в странах Европы.
Даже в странах, где нет единовременного пособия при рождении ребенка, существуют выплаты по его уходу и воспитанию. Хотя в Украине, согласно предложенным ежемесячными денежными выплатами "еСадок" и одноразовой денежной помощью ученикам первого класса "Пакет школьника" период поддержки семей с детьми увеличили, но он не охватывает школьный этап развития детей.
В то же время в большинстве европейских стран помощь на содержание ребенка и поддержку родителей предоставляют до окончания детьми школы или наступления совершеннолетия. Например:
- в Ирландии, Латвии, Португалии, Словакии, Швеции, Швейцарии пособие выплачивается до исполнения ребенку 16 лет; в Финляндии – до 17 лет;
- в Австрии, Дании, Германии, Италии, Литве, Норвегии, Польше, Румынии, Словении, Испании, Нидерландах и некоторых других – до 18 лет;
- к тому же верхняя возрастная граница выплат может расти с продолжением обучения до 20 – 26 лет, как в Чехии.
В основном, европейские страны рассматривают помощь при рождении и уходе за ребенком как инвестиции в будущее своей страны. Именно такой взгляд на указанные выплаты должен быть сформирован в нашем обществе.
Повышение помощи при рождении ребенка – это отнюдь не стимулирование рождаемости. Это возможность для роста человеческого капитала. Это инвестиция в будущие поколения работников. Это инвестиция в будущее государства, о котором должны заботиться уже сейчас, несмотря на все трудности текущего момента.

