Сегодня ОСАГО, более известный, как автогражданка, является обязательным видом страхования всех водителей на территории Украины. Компенсация за причиненный вред имуществу и здоровью человека выплачивается в зависимости от конкретного случая, но ограничивается установленными государством лимитами. Известно, что с 2023 года размер этих выплат может возрасти, а сроки их погашения – сократиться.

По теме Что делать, если вам поцарапали машину

24 Канал узнал у страховой компании ОРАНТА – лидера по оформлению автогражданки, которому доверяют более 2 миллионов клиентов, какие еще изменения предусматриваются согласно новому законопроекту и о чем следует знать водителям уже сегодня.

Что предусматривает новый законопроект

Страховой полис ОСАГО – это обязательная форма защиты, покрывающая расходы виновника аварии. Так, страховая компания, у которой приобретена услуга, обязана оплатить ремонт пострадавшей машины, лечение водителя или пассажиров, а также компенсировать расходы, если владелец полиса протаранил чью-то собственность, например, забор или киоск. В то же время размер выплат ограничивается установленными государством страховыми суммами.

Однако сейчас государство обещает реформировать страховое законодательство в Украине. Так, Нацбанк предлагает существенно увеличить суммы компенсаций при ДТП и ввести свободное ценообразование для страховых компаний. Эксперты, причастные к разработке законопроекта № 8300 "Об обязательном страховании гражданско-правовой ответственности владельцев наземных транспортных средств", принятом ВРУ в первом чтении, считают, что повышение страховых сумм, вероятно, будет осуществлено по следующему графику:

  1. За вред, причиненный жизни и здоровью потерпевших :
  • на одного человека выплаты возрастут до 0,5 миллиона гривен, чуть позже – до 1 миллиона гривен. Через три года после вступления в ЕС, возмещение будет эквивалентно тогдашним 1,3 миллиона евро;
  • на один страховой случай сумма вырастет сначала до 10 миллионов гривен, чуть позже – до 20 миллионов гривен. Через три года после вступления в ЕС – до 6,45 миллиона евро соответственно.
  1. За ущерб, причиненный имуществу пострадавших лиц, будут выплачивать сначала до 1 миллиона гривен, в перспективе – 2 миллиона гривен. В конце концов, потерпевшие смогут рассчитывать на сумму, эквивалентную 1,3 миллиона евро. Важно, что в этом случае речь идет о выплатах одного страхового случая, независимо от количества пострадавших лиц.

Известно, что кроме изменения страховых сумм, реформа предусматривает:

  • ускорение процедуры: выплаты смогут начаться сразу после прекращения членства в МТСБУ, а не через несколько лет, как сейчас;
  • прямое урегулирование во всех случаях ДТП без пострадавших, что позволит потерпевшему лицу обращаться за страховой выплатой к своему страховщику;
  • свободное ценообразование полисов ОСАГО без госрегулирования и так далее.

Александр Леонидович Завада

Исполнительный директор ПАО "НАСК "ОРАНТА""

Важно, что страховщик будет обязан предложить клиенту, попавшему в ДТП, СТО, на которых можно отремонтировать авто. При этом не будет учитываться износ, то есть, у клиента будет возможность отремонтировать авто при любых обстоятельствах. При этом упор сместится на возраст авто. Также на арену выйдет еще один аспект – обслуживался ли транспорт на авторизованных станциях.
Также при ремонте подержанных авто может появиться возможность предлагать клиентам бывшие в употреблении запчасти, поскольку оригиналы могут больше не выпускаться, соответственно найти их будет невозможно. Однако вопрос окончательно не согласован.

И все же основным новшеством эксперты называют прямое урегулирование страховых случаев. По их мнению, возможность выбирать страховщика повлияет на качество сервиса.

Александр Леонидович Завада

Исполнительный директор ПАО "НАСК "ОРАНТА""

Если в странах Европейского Союза прямое урегулирование страховых случаев внедряется самими страховщиками на основании заключенного между ними договора, то у нас предусматривается предоставление Законом права потерпевшему лицу самому выбирать, к кому обращаться с требованием о возмещении ущерба: к страховщику ответственного лица или к своему, с которым у него заключен договор ОСАГО. В случае получения заявления страховщик потерпевшего лица обязан его рассмотреть, принять решение и осуществить выплату при наличии для этого оснований.
В дальнейшем страховщик, осуществивший выплату по прямому урегулированию, имеет право получить компенсацию от страховщика ответственного лица непосредственно или по специальному алгоритму, в случае его утверждения собранием МТСБУ.
Таким образом, при выборе страховщика клиент выбирает уровень сервиса, который он будет получать, если окажется пострадавшим в ДТП. А страховщики – получают мотивацию повышать уровень сервиса, в частности обеспечивать максимальную скорость, упрощение процедур урегулирования, полноту выплаты.

Как принятие закона повлияет на стоимость автогражданки

Закономерно, что повышение выплат по европейскому стандарту и общее улучшение сервиса должны отразиться и на ценах автогражданки. Следовательно, страховые компании будут вынуждены пересмотреть нынешние тарифы. В то же время госрегулятор должен приложить дополнительные усилия для обеспечения равных условий конкуренции, чтобы в полной мере заработали стимулы от прямого урегулирования без лишних затрат. Если справиться с поставленной задачей удастся, рынок покинут неплатежеспособные, часто недобросовестные компании.

Александр Леонидович Завада

Исполнительный директор ПАО "НАСК "ОРАНТА""

Главный риск – не высокие, а демпинговые цены. Такое обычно наблюдается у компаний, не выполняющих нормативы. Чтобы обнаружить их, нужно время. Однако когда оно наступит, Нацбанк сможет вывести этих игроков с рынка. Всего сейчас действует 41 компания. Реально продают полисы 38. Законопроект будет способствовать тому, чтобы остались только платежеспособные.

При этом в ОРАНТЕ добавляют, что клиентам не стоит беспокоиться о резком повышении цен. Во-первых, стоимость продукта не вырастет более чем в 2 раза. Во-вторых, не у всех страховых компаний рост будет однородным. К примеру, в ОРАНТЕ уже отметили, что будут предлагать украинцам наиболее компромиссные варианты. В-третьих, подорожание будет происходить не в один момент, а в течение нескольких лет, поэтому у каждого водителя будет время на адаптацию.

ОРАНТА: страховая компания, которой доверяют

Пока одни компании настороженно ждут обновлений, лидеры рынка знают, почему клиенты выберут именно их. К примеру, национальная страховая компания ОРАНТА предлагает приобрести полис автогражданки в течение нескольких минут. Сразу после уплаты полис будет зарегистрирован в базе МТСБУ.

Кроме того, каждый клиент, который приобрел полис автогражданки на онлайн-сервисе компании, может бесплатно воспользоваться услугами технического ассистанса по Украине. Это включает:

  • эвакуацию автомобиля с места ДТП на ближайшую СТО;
  • подзарядку аккумулятора;
  • замену поврежденного колеса на запаску выездной службой технической помощи;
  • информационную и консультативную поддержку.

Важно и то, что водители получают электронный полис, имеющий такую же юридическую силу, как и обычный бумажный полис.

Кроме того, заручаясь поддержкой компании ОРАНТА, застрахованные лица получают гарантию сотрудничества с финансово стабильным членом МТСБУ, входящим в ТОП 10 страховых компаний Украины и владеющим крупнейшей в Украине агентской и представительской сетью.