Вспомнить Все. Пятилетку досрочно
Пятилетние планы развития народного хозяйства СССР, или сокращенно "пятилетки", стали основой экономики с тех пор, как начала существовать советское государство. Но кроме того, как завышенных показателей, которые никогда не выполнялись, и надуманных пропагандистских мифов, – они счастья людям не добавляли.
Распад Союза стал тому подтверждением: жажда обладания джинсами, пластинками и автомобилями победили увлечение ракетами, танками и дальней авиацией, способной нести ядерный заряд.
Читайте также: Вспомнить Все. Паспорт как оружие
Пятилетние планы развития народного хозяйства СССР, или сокращенно "пятилетки", стали основой экономики с тех пор, как начала существовать советское государство. Плановая экономика – это когда государство и только государство решает, что и в каких количествах производить и продавать. В течение первых двух пятилеток в СССР полностью исчезает частная собственность и конкуренция.
Официальная советская пропаганда первые две пятилетки с 1928 по 1937 год – называла не иначе, как "экономическим чудом". Впечатляющие показатели экономического роста выливались в огромные показатели смертности. Так называемая индустриализация стоила Украине миллионы жизней. Молодое советское государство не имело собственных технологических ресурсов.
Именно они строили тракторные заводы, металлургические заводы нового типа. В целом, это было радикальное технологическое обновление. Известно, с какой целью – подготовка к войне,
– отметил историк и профессор Георгий Касьянов.
Большевики продавали за бесценок зерно, отобранное у крестьян. И на эти деньги покупали не просто западные технологии, а целые заводы. Более того – покупали иностранных специалистов. Но и все послевоенные годы и вплоть до краха Союза, все пятилетки были заточены под армию. Военно-промышленный комплекс – фактически единственная эффективная сфера советской плановой экономики.
И еда, и легкая промышленность – все сопутствующие товары к патронам. Мы делаем танки и немножко хлеба,
– вспоминает писатель и издатель Виталий Капранов.
Авиационный завод мог делать детские коляски. А танковый – мясорубки. Сколько чего нужно народу, решали на 5 лет вперед. В результате одна модель платья, рубашки или носков минимум 5 лет стояли на конвейере. Что уж говорить о шкафах или велосипедах – идентичные изделия выпускали на протяжении десятилетий. За разработкой и выполнением пятилеток пристально следил специально созданный для этого орган – Госплан. В свое время был популярным такой анекдот. Разрушительная сила заключалась вот в чем. Мало того, что планы государства не соответствовали потребностям населения. Цифры, заложенные в пятилетку, как правило, были завышены.
Читайте также: Вспомнить Все. Тотальная цензура
Олицетворением погони за показателями был сейчас один всем известный человек. В честь него в Союзе называли школы, заводы и даже целые города. Если верить советской пропаганде, в 1935 году донбасский шахтер за одну рабочую смену в одиночку добыл 102 тонны угля. При том, что норма – семь.
Как звали того, кто олицетворял погоню – вспоминайте в полном выпуске программы.