Закон о референдуме должен быть действенным

Проведение всеукраинского референдума гарантировано Конституцией Украины – III раздел. Впрочем, отмечают эксперты, закон в течение многих лет находился в замороженном состоянии.

Читайте также В каких случаях стоит запретить двойное гражданство: комментарий Кулебы

По словам главы Комитета избирателей Украины Алексея Кошеля, мы долго теряли возможность использования такого чрезвычайно действенного инструмента демократии, как референдумы. А тема проведения референдума использовалась политиками для пиара. При этом была непубличная договоренность: дальше инициатив и акций тема референдума не двигается.

Было много примеров, когда партии собирали подписи, приносили в ЦИК или в Верховную Раду и заявляли о референдуме. И все. За исключением 2000 года, когда президент Кучма провел референдум об изменениях в Конституцию. Но этот процесс сложно было назвать референдумом из-за большого количества замечаний относительно честности результатов,
– говорит Алексей Кошель.

К тому же, условные результаты референдума так и не были реализованы в законодательство.

Кучма
Кучма провел сомнительный референдум, результаты которого так и не были воплощены / Фото Facebook

Политолог Андрей Вигиринский отмечает: одна из форм демократии – участие граждан в общенациональном и местном референдумах. А эти законы у нас фактически отсутствуют.

К сведению Будут ли выносить вопрос об особом статусе Донбасса на референдум: мнение Разумкова

Поэтому, заключают эксперты, законы нужны. Надо продумать только одно: чтобы механизмом референдума не злоупотребляли.

Главное – чтобы инструмент референдума был и не слишком простой, и не сложный с точки зрения реализации. Чтобы не было, как с петициями на сайте президента: обращения обо всем на свете – кадровые назначения, запреты кафе и т.д.,
– говорит Андрей Вигиринский.

Интересно Если бы парламентские выборы состоялись сейчас: кого поддерживают украинцы

Что будет в новом законе?

Как рассказала 24 каналу народный депутат от фракции "Слуга народа" Евгения Кравчук, в документ будут входить также законопроекты о местных референдумах, отзыва местных депутатов, законодательные инициативы от народа. И касающиеся судебной реформы – о мировых судах и суды присяжных.

Этот законопроект готовился с украинскими и международными экспертами, учеными. Они дали положительные заключения по нему. Также он отправлен в Венецианскую комиссию, ждем заключение и от этого института,
– отметила Евгения Кравчук.

Депутат также объяснила, чем этот законопроект отличается от обычных статей в Конституции. Ведь сам вопрос регламентируется. Однако не было описанной процедуры, как его проводить. Новинкой является и то, что можно ввести электронное голосование во время референдума.

Читайте также Институт первой леди: зачем это Зеленскому и что делали жены других президентов

В пояснительной записке говорится, что предметом всеукраинского референдума могут быть вопросы:

  • утверждение закона о внесении изменений в разделы I, III, XIII Конституции Украины. То есть речь идет об общих принципах, выборах, самом референдуме, правосудии и прочем;
  • общегосударственного значения;
  • об изменении территории Украины;
  • об утрате силы законом Украины или отдельными его положениями.
  • в то же время референдум не допускается по законопроектам по вопросам налогов, бюджета и амнистии.

Вопрос всеукраинского референдума должен иметь четкую и понятную формулировку, которая не допускает различных толкований. И ответ на него должен быть "да" или "нет".

референдум верховна рада

По народной инициативе можно будет отменить законы? Фото 24 канала

При этом сопредседатель совета союза "Реанимационный Пакет Реформ" Юлия Кириченко подчеркивает: инициировать отмену закона на референдуме можно, а вот принимать – нет. Референдум, отмечает эксперт, не является процедурой для доработки законных актов, которые будут закладывать правовые нормы.

Андрей Вигиринский отмечает: важно, чтобы было четко прописано: кто имеет право на сбор подписей? Как они будут проверяться? Сроки проведения референдума, потому что для этого нужны деньги из бюджета. Формы агитации, формулировки вопросов, чтобы не было манипуляций. Главное – в чем общественная необходимость всеукраинского референдума?

Красные линии закона о референдуме

Согласно статье 74 Конституции Украины – референдум не допускается в отношении законопроектов по вопросам налогов, бюджета и амнистии. Эксперты отмечают: надо поставить четкие рамки, чтобы не было двусмысленного толкования.

Четко провести красные линии. Чтобы проведение референдума не привело к росту сепаратистских тенденций, раскачиванию общества. Это касается вопросов языка, полномочий органов власти местного самоуправления. Не должно быть завуалированных вопросов, которые могли бы привести к увеличению роли регионов. Это серьезные риски для государства,
– отмечает Алексей Кошель.

сепаратизм
Главное, чтобы были четкие предохранители о сепаратизме / Фото Getty

Кравчук отметила, что вопрос о территориальной целостности на референдум выносить нельзя – именно в такой формулировке там есть ограничения. Но по территории в целом – можно. Есть статья 73 Конституции Украины, которая как раз это позволяет. Там все так прописано, что фактически может говориться лишь об увеличении территории. То есть ратификации международных договоров.

Также, по словам депутата, на всеукраинский референдум могут выноситься общегосударственные вопросы. Например, можно ли продавать иностранцам землю. Кроме этого, могут выноситься и вопрос относительно изменений к Конституции – к разделу I, III и XII. Там закреплены базовые положения, которые нельзя изменить в зале Рады, даже если есть 300 голосов. Речь идет об основных государственных данных, ветвях власти, функционале и основных правах и обязанностях, которые там закреплены.

Конкретный пример: очевидно, что вопрос двойного гражданства, которое прописано в одном из этих разделов, нужно все-таки через референдум проводить, чтобы вносить изменения в Конституцию,
– подчеркнула Кравчук.

По словам Юлии Кириченко, нельзя выносить на всеукраинский референдум кадровые вопросы, а также предусматривающие ограничения или отмену прав человека.

Интересно Рейтинги Зеленского и Смешко: почему им доверяют украинцы

Кроме того, отмечает эксперт, есть второй предохранитель – Конституционный суд. КСУ имеет право рассматривать конституционность вопроса референдума по народной инициативе.

Местные референдумы

Специалисты убеждены: сначала лучше запустить местные референдумы. В частности, говорит Алексей Кошель, это достаточно действенный механизм.

ЄС
С референдумами о вступлении в НАТО и ЕС не стоит спешить / Фото Getty

Андрей Вигиринский также убежден: нельзя сейчас говорить о всеукраинском референдуме по вступлению в НАТО или ЕС. Украина не соответствует критериям этих организаций. НАТО и ЕС не примут наши заявки. Как тогда обеспечить выполнение такого решения референдума?

В Украине нет исторической правовой традиции участия в референдумах. Лучше начать с местных референдумов. Чтобы не нивелировать значение общенационального. Научить людей голосовать и принимать на себя ответственность на местном уровне. Чтобы человек мог понять значение участия в голосовании,
– говорит Андрей Вигиринский.