К примеру, Politico прогнозирует длительное социальное дистанцирование и изменения в богослужениях и во время выборов. Тогда как Forbes отмечает рост популярности телемедицины и перенос многих привычных для нас процессов в онлайн.

Сайт 24 канала собрал список наиболее вероятных изменений после карантина.

К теме Медленно и осторожно: как мир начинает выходить из жесткого карантина

Меры предосторожности – надолго

Уже сейчас понятно, что такие меры, как ношение защитных масок в общественных местах и ​​сохранение дистанции, с нами надолго. Эксперты прогнозируют, что это не будет отменено до изобретения безопасной вакцины от COVID-19 (на это может уйти 12-18 месяцев) и ее доступности для всех слоев населения.

Также это касается температурного скрининга перед входом в помещения, где собирается много людей (скажем, супермаркет) и проведения экспресс-тестов на коронавирус (при их наличии в достаточном количестве).

Ожидается, что после пандемии у нас будет меньше сенсорных экранов (вирус может "жить" на их поверхностях) и больше голосовых интерфейсов. Все, что можно делать бесконтактно – будет введено.

Социальная дистанция: чего может касаться

Ученые Гарвардского университета определили, что миру может потребоваться два года социального дистанцирования (до 2022 года), чтобы предотвратить появление новых сезонных вспышек COVID-19. Еще ряд экспертов прогнозируют, что это продлится как минимум до изобретения вакцины.

Между тем пандемия уже заставила людей адаптироваться к работе, учебе и тренировкам дистанционно. И это оказалось не так страшно и, в некоторых случаях, одинаково эффективно, как и аналогичные процессы вживую. Поэтому подобные практики не исчезнут из нашей жизни и после пандемии.

  • Общественный транспорт

Сейчас страны, которые "открываются", уже вводят ограничения по использованию общественного транспорта. Например, в автобусах и метро специальными знаками обозначают места, куда садиться нельзя для сохранения дистанции. Все пассажиры обязательно должны быть в масках. И сколько будут продолжаться такие ограничения – прогнозировать трудно. Между тем в мире растет спрос на использование велосипедов и электротранспорта.

коронавірус
Маски будут обязательными еще долго / Фото Getty Images

  • Телемедицина

Для уменьшения количества пациентов в больницах и других медицинских кабинетах, многие врачи напоминают, что консультации можно проводить через видеосвязь. Да, это делали и раньше, но потребность в телемедицине сейчас выросла в разы. Как и понимание людей, которые с этим столкнулись впервые, что это – удобно.

  • Личные контакты

COVID-19 уничтожит много искусственных барьеров для большего перемещения нашей жизни в Интернет. Не все, конечно, может стать виртуальным. Но во многих сферах нашей жизни устаревшие привычки замедлили использование действительно полезных и удобных онлайн-инструментов.

Кроме того, оказалось, что очень много встреч или консультаций на самом деле могли быть дистанционными, а эффективность работы из дома не ниже, чем из офиса (в некоторых случаях). На самом деле становится возможным представить мир бизнеса, в котором человеческие контакты сводятся к минимуму. Но точно не на 100%.

Интересно Как не подхватить вирус на улице: объяснения врача

  • Богослужения

Фактически все конфессии решили проблему сохранения веры в неблагоприятных условиях. Религия во время карантина поставит под сомнение представление о том, что означает служения и общение. Поэтому современные практики, как это происходило на Пасху, могут приобрести популярность. Это, в частности, расширит возможности для тех, кто вынужден ездить на богослужения издалека.

  • Выборы

Одной из жертв COVID-19 станет старая модель голосования исключительно на участке. Поэтому, по крайней мере в тех странах, где выборы запланированы до конца года, уже рассматривают более безопасные альтернативы. Скажем, голосование с помощью смартфона или компьютера из дома. Также одним из вариантов здесь является увеличение продолжительности голосования: день выборов может стать месяцем. Таким образом граждане могут приходить на участки, когда им удобно, не создавая очереди.

Оба пути требуют тщательного планирования для предотвращения мошенничества или торговли голосами. Однако, как только люди почувствуют удобство более длительного или удаленного голосования, они не захотят отказываться от этого. Кроме того, большее удобство приведет к высшей явке избирателей.

  • Пребывание в людных местах

Сейчас мы знаем, что касаться вещей и находиться с другими людьми в закрытом пространстве может быть рискованно. И должно пройти определенное время, чтобы наше сознание начало воспринимать это иначе. Люди могут чувствовать дискомфорт в компании других, особенно малознакомых, людей. А вместо того, чтобы спрашивать: "Есть ли причина делать это в Интернете?", мы спросим: "Есть ли необходимость делать это лично?".

Подробнее здесь Социальная дистанция: что это и как надолго может затянуться

Увеличится социальное неравенство в обществе

Одни люди живут в домах с качественным Интернетом и не имеют препятствий для работы или учебы из дома. Другие, в основном те, кто работал в сферах обслуживания и не имел финансовой подушки, остались без работы или работают, контактируя с другими. Не все дети имеют технические возможности посещать уроки дистанционно, а их родители – время, чтобы учить. Поэтому уровень бедности будет расти. А многие дети будут иметь "пробелы" в обучении.

Искусственный интеллект может заполнить многие сферы еще быстрее

Работы не восприимчивы к вирусам. Независимо от того, используются ли они для доставки продуктов, или для работы на заводе. И компании понимают, как искусственный интеллект мог бы поддержать нас сегодня. И какую важную роль будет играть в мире после COVID-19.

Меньше обедов в ресторанах, больше – дома

За последние несколько лет, например, американцы потратили больше денег на еду, приготовленную вне дома, чем на покупку продуктов и приготовление блюд собственноручно. Но теперь, когда рестораны в основном закрыты и изоляция продолжается, многие научатся, и возможно даже полюбят, готовить пищу. Или не смогут отказаться от привычки доставки из ресторанов. Однако многие последние также будут закрываться – из-за убытков, причиненных длительным отсутствием клиентов.

Люди будут отдавать предпочтение обедам дома и первое время после карантина – из-за опасений толп и того, что не видят, кто и при каких условиях готовит для них. Кроме того, из-за кризиса многие вынуждены экономить, поэтому обед в ресторане будут откладывать "до лучших времен".

Технологии станут составной сдерживания распространения вируса

На уроках, которые мы получаем из опыта пандемии COVID-19, можно понять, как важно отслеживать будущие вспышки с помощью технологий и Big Data. Программы могут "следить" за теми, кто имеет симптомы заболевания – с кем они общаются и в каких местах находятся – чтобы предупредить распространение инфекции. Конечно, это требует тщательной реализации для защиты конфиденциальности людей и предотвращения злоупотребления данными. Но предлагает огромные преимущества для более эффективного мониторинга и преодоления будущих пандемий.

Подробнее COVID-19: как технологии могут сдержать распространение вируса

Как коронавирус изменит путешествия?

Желание людей путешествовать останется неизменным, однако некоторое время туристы будут осторожнее, чем обычно, и будут требовать доказательств того, что их путешествие будет действительно безопасным.

  • Чистота – на первом месте. То есть тщательная уборка номеров в гостиницах, салонах самолетов и т.д. будет осуществляться регулярно. Возможно, для работников, постоянно контактирующих с людьми (например, бортпроводников), будут выработаны отдельные указания о мерах предосторожности.
  • Стоимость проживания в отелях снизится (по крайней мере на первое время после "ухода" от вспышки COVID-19). Но лучшие предложения не обязательно будут иметь более низкую стоимость, а будут предлагать большую ценность. Например, бесплатные завтраки за бронирование номера в отеле или билеты на аттракционы, в качестве бонуса.
  • Путешественники будут чувствовать себя более безопасно в гостиницах, чем, например, в арендованных на Airbnb апартаментах.

коронавірус
Сначала откроется внутренний туризм / Фото Getty Images

  • Поездки внутри страны будут более популярны, чем путешествия за границу.
  • Авиакомпании могут летать с пустыми средними местами, а также – временно прекратить услуги по питанию (где это возможно), чтобы уменьшить расходы и взаимодействие на борту.
  • Сегодня еще можно найти недорогие билеты на самолеты. Однако с открытием границ прогнозируют рост их стоимости – на время можно забыть о дешевых полетах.
  • Авиакомпании будут продолжать "мягкую" политику в отношении замены тарифов и дат бронирования.
  • Круизы будут дешевыми, но это не поможет привлечь много клиентов. Части круизных компаний пророчат "гибель".
  • Отдых на свежем воздухе будет пользоваться большим спросом.

Подробнее о том, как пандемия изменит путешествия – в материале сайта 24 канала.

Шопинг: оплата картой и покупки онлайн станут нормой

Покупатели охотнее отказываются от бумажных денег, пишет Politico. То, что когда-то казалось надежным способом оплаты, сейчас выглядит угрожающим: вместе с купюрой существует вероятность получить вирус, который на бумаге живет длительное время.

Сторонники ухода от бумажных денег также указывают на то, что делать переводы через Интернет – гораздо быстрее. В некоторых странах мобильный банкинг рассматривается как инструмент экономического "включения".

Однако резкий отказ от наличных беспокоит пенсионеров и менее обеспеченных людей, которые зависят от бумажных денег из-за отсутствия счетов в банках или неумения работать со смартфонами, с помощью которых тоже можно осуществлять оплату.

коронавірус
Меры предосторожности станут привычкой / Фото Getty Images

Люди, даже ранее не признавали покупки в интернете, во время карантина были вынуждены это делать. И такая привычка может остаться и после выхода из ограничений.

Во время COVID-19 большинство покупок "переехали" в Интернет. Предприятия, не имеющие опции заказа онлайн, столкнулись со значительными убытками, а те, кто предлагал такую ​​возможность, пытались увеличить предложения. Компании, которые хотят оставаться конкурентоспособными, изобретут способы предоставления услуг онлайн – этого потребует спрос.

Читайте также Пока не изобретут вакцину, коронавирус не исчезнет, – ВОЗ

Кроме того, мир уже задумывается над тем, как сделать шопинг более безопасным. Например, в Финляндии сейчас тестируют "бесконтактный" способ открытия дверей холодильников в супермаркетах. Так, клиенты могут делать это, не касаясь ладонью ручки. Цель – предотвратить распространение вируса.

Смотрите видео, как работает такое нововведение:

Устойчивость – важный показатель для бизнеса

Специалисты ведущей международной консалтинговой компании McKinsey & Company отмечают, что способность пережить потрясения и выйти из кризиса быстрее, чем конкуренты, станет ключом для выживания и долгосрочного процветания.

Исследование МсКinsey финансового кризиса 2008 года показало, что небольшая группа компаний в каждом секторе превысила своих конкурентов. Они пострадали, доходы падали, но эти компании "выздоровели" гораздо быстрее и к 2009 году их прибыль выросла на 10%.

То, что характеризовало такие компании – подготовка к кризису: как правило, их баланс был крепким, а действия – эффективными. Например, способность сокращать операционные расходы. Поэтому компаниям советуют теперь полностью просматривать бизнес-модели.

Читайте также Все о коронавирусе: 12 полезных статей

Wall Street Journal также отмечает, что кризис выявил недостатки и в системе "преемственности" – четкое определение заместителей и помощников, которые могут выполнять обязанности топ-менеджеров в случае болезни последних. Подобные системы должны охватывать все уровни управления компании, а не только высшее руководство.

Инвесторы, вероятно, будут принимать во внимание оценку устойчивости, как важного фактора в жизнедеятельности компании. Что, на фоне последних событий – не только пандемии, но и природных катастроф и влияния климатических изменений – достаточно оправдано. То есть устойчивость к потрясениям во всех ее проявлениях, становится такой же важной, как суммы затрат и показатели эффективности.