Для начала следует разобраться, что же такое файлы cookie. В компьютерной науке это набор данных, которые несут в себе информацию о пользователе, чтобы облегчать его взаимодействие с тем или иным сайтом. Например, благодаря cookies мы можем поддерживать постоянную авторизацию в соцсетях без необходимости осуществлять вход каждый раз, когда страница открывается. Они сохраняют различные полезные настройки, которые мы выбираем на сайте, информацию о нас, наши привычки, устройства, расположение, язык системы и многое другое. Все это позволяет не только определить уникального пользователя, но и понять его предпочтения. Понятно, что такая информация крайне полезна для рекламодателей — они готовы платить огромные деньги, чтобы узнать, как лучше нацелить свою рекламу на пользователя.

Смотрите также Google создал "Конституцию роботов", чтобы убедиться, что они нас не убьют

Google против cookies

Согласно плану, компания начинает тестировать отказ от cookies в пользу собственной новой технологии в начале января с намерением полностью отключить их во второй половине 2024 года. Компанию обвиняют в том, что она беспокоится не о безопасности и конфиденциальности пользователей, а только о собственной выгоде и прибыли.

С 4 января доступ сайтов к сторонним файлам cookie ограничивается по умолчанию для небольшой части пользователей Chrome. Если вы случайным образом будете выбраны для испытания защиты от отслеживания, Google сообщит вам об этом при открытии Chrome на компьютере или Android. Если во время просмотра страниц Chrome обнаружит проблемы, появится запрос с просьбой временно включить сторонние файлы cookie для сайта.

Так будет выглядеть уведомление
Так будет выглядеть уведомление / Фото Google

Google работает над тем, чтобы устранить необходимость использования файлов cookie в браузере Chrome с 2020 года, а затем воплотит эту идею в своей инициативе Privacy Sandbox. Широкая идея компании заключается в том, чтобы передавать анонимные данные о просмотре страниц рекламодателям, которые, в свою очередь, могут использовать предоставленные Google API для ведения своего рекламного бизнеса способом, который лучше защищает конфиденциальность пользователей. В июле было запущено "Topics API" для тестирования разработчиками, а в сентябре он стал доступным для пользователей Chrome.

Подход Google к рекламе без использования файлов cookie, на первый взгляд, выглядит полезным как для пользователей, ориентированных на конфиденциальность, так и для рекламодателей в целом, по сравнению с другими браузерами, которые применяют жесткие подходы к блокировке отслеживания. Это можно назвать своеобразным шагом посередине, когда компания находит компромисс между позициями пользователя и рекламодателя.

Однако конкуренты Google и защитники приватности не до конца убеждены в технологии замены файлов cookie. Против выступают и сами рекламодатели, рынок которых оценивается в 600 миллиардов долларов в год. Они говорят, что еще не готовы к таким изменениям. Их работа выстраивалась годами и сосредоточена именно на использовании файлов cookies. Им нужно время на адаптацию и обучение использованию новой технологии. Внезапно потеряв доступ к cookies, но еще не научившись пользоваться новым методом, они резко потеряют свои доходы.

Между тем регуляторы, такие как британское Управление по вопросам конкуренции и рынков (CMA), следят за новой защитой от отслеживания Google, чтобы убедиться, что она не дает компании несправедливых преимуществ в продаже собственной рекламы.