Вместо формулировки "искусственный интеллект" все выступавшие на сцене использовали более нейтральную фразу "машинное обучение". Для сравнения, когда Google проводила свою I/O, уже с первых ее минут журналисты делали ставки, сколько раз на сцене будет упомянут "искусственный интеллект". Они очень быстро сбились со счета, потому что количество случаев перевалило за несколько десятков.
Смотрите также Vision Pro, MacBook Air и новые версии ОС: это и многое другое с конференции Apple WWDC 2023
Почему Apple осторожна с искусственным интеллектом
Прежде всего, стоит отметить, что дело не в том, что компания не упомянула об ИИ как о технологии. Речь идет о самой формулировке. Безусловно, "машинное обучение" – это и есть искусственный интеллект, однако такая формулировка несет в себе несколько иную эмоциональную окраску, которой компания будто отгораживается и снимает с себя часть ожиданий и ответственности перед аудиторией.
Как скажут вам многие из тех, кто работает в этой области, "искусственный интеллект" – ненавистный термин: он и неточный, и слишком определенный, больше напоминает научно-фантастические мифологии, чем реальную, ощутимую технологию. Писатель Тед Чанг хорошо сформулировал это в недавнем интервью: что такое искусственный интеллект? "Плохой выбор слов в 1954 году",
– пишет Джеймс Винсент из The Verge.
Осторожность Apple не нова. Компания давно настороженно относится к "искусственному интеллекту" как к некой силе, имеющей технологическое влияние. Она предпочитает подчеркивать функциональность машинного обучения, отмечая преимущества, которые оно предлагает пользователям. В одном из своих интервью Тим Кук сказал: "Мы интегрируем его в наши продукты, [но] люди не обязательно думают о нем как об искусственном интеллекте".
Буквально все функции на основе машинного обучения, упомянутые на WWDC, выглядят довольно банально – улучшенная автокоррекция, функция персонализированной громкости для AirPods, новый экран блокировки iPad, подсказки для записей в новом приложении Journal и другое. Функции желательны, но далеки от того, чтобы изменить мир. Эта аккуратная стратегия может показаться странной на фоне всех заявлений компаний-конкурентов – Google, Microsoft и Meta. Поэтому возникает вопрос: не упускает ли Apple возможности?
Из всей упомянутой троицы Meta пока наиболее сдержанна. Она, безусловно, работает над инструментами ИИ, но не торопится делать громкие заявления. Google и Microsoft в свою очередь бросились наперегонки внедрять ИИ в каждый свой продукт, функцию и устройство – поисковые системы, офисные программы, голосовые помощники и прочее. Эти компании ухватились за момент, когда ИИ появляется на рынке, и надеются, что им выпадет много денег.
Стоит ли Apple делать то же самое? Может ли она? Apple – это компания, построенная в большей степени на аппаратном обеспечении, в частности, на iPhone и его экосистеме. На нее никто не давит, чтобы она изобретала поиск, как Google, или улучшала свое программное обеспечение для повышения производительности, как Microsoft. Все, что ей нужно, – это продолжать продавать телефоны, и она справляется с этим, делая iOS максимально интуитивно понятной и дружелюбной.
Одна из немногочисленных сфер, где Apple теряет без использования ИИ, – голосовой ассистент Siri. Он годами был предметом многочисленных шуток из-за своей несуразности по сравнению с конкурентами. Даже сама компания признавала, что создала Siri очень трудным и непродуманным в плане управления. В программу сложно вносить изменения, поэтому со временем она перестала быть приоритетом и пришла в упадок. Важнейшей новостью о Siri на WWDC в этом году стало то, что ее фраза вызова была сокращена с "Hey Siri" до просто "Siri". И все это. В мире, где языковые модели искусственного интеллекта значительно улучшают способность компьютеров разбирать язык и открывают новые возможности в таких областях, как образование и здравоохранение, крупнейшим объявлением Apple стало сокращение на три буквы триггерного слова для продукта, который большинство из нас игнорирует.
Самое главное
Однако кроме того, что компания просто не имеет такого количества программных продуктов уровня Microsoft или Google, есть и другая причина осторожности. Apple, как компания, в большинстве своем не является большим инноватором на рынке. Если вы наблюдаете за ее деятельностью, то знаете, что каждая презентация iPhone рождает шутки о так называемых инновациях, о которых компания заявляет каждый раз, но на самом деле подобные технологии существуют уже лет пять в Android-смартфонах. Причина в том, что Apple не торопится быть первой. Она предпочитает сначала наблюдать за развитием той или иной технологии, увидеть ошибки конкурентов, запросы пользователей относительно конкретной разработки, а затем взять ее, упаковать в хороший интерфейс или дизайн и выпустить отточенной до максимума.
На этом фоне искусственный интеллект ничем не отличается. Технология ИИ, как можно было видеть с момента выхода ChatGPT, породила массу проблем и споров: пристрастность, систематическая дезинформация, постоянные скандалы… Такая одержимая имиджем корпорация, как Apple, просто не может себе позволить выпустить сырой ИИ, как сделала Google, спеша запрыгнуть на этот скоростной поезд, и провалиться прямо на презентации, обрушив цену собственных акций. Она не может допустить, чтобы клиенты упрекнули ее за расизм или другую дискриминацию в нейросети, которая не понимает, что говорит. Поэтому ей остается вводить мелкие функции на основе "машинного обучения", например анимирование обоев рабочего стола, и не давать пользователям бесполезных надежд, ведь они воспринимают ИИ как некую панацею, всесильную и всезнающую машину.
Но безусловно, компания работает над этой технологией и рано или поздно мы услышим традиционную фразу, что "Apple переизобрела" искусственный интеллект.