Диаграмма Габбла разделяет галактики на три основные категории:

• не имеющие спиральных рукавов;
  • имеющие спирали;
  • и имеющие перемычки.

Не упустите Лесные пожары в Греции зафиксировали со спутника: масштабы поражают

Кроме того, существуют линзообразные галактики S0, имеющие сферический центр и диск из звезд и вещества. Традиционно считалось, что гравитация заставляет сферические галактики превращаться в линзообразные, которые затем эволюционируют в спиральные галактики с перемычками или без них.

Однако профессор Алистер Грэм из Swinburne Astronomy Online показал, что последовательность этого перехода может существенно отличаться. Его выводы были опубликованы в журнале Monthly Notices of the Royal Astronomical Society.

Детали исследования

Для проведения своего исследования профессор Грэм проанализировал оптические и инфракрасные изображения 100 ближайших галактик, сделанных с помощью космических телескопов "Габбл" и "Спитцер" соответственно. Сравнивая их звездные массы и массу центральной черной дыры, он выделил два типа линзообразных галактик – бедные пылью старые галактики и богатые пылью галактики – каждая из которых прошла определенный эволюционный путь.

Его исследования, включая изучение сливающихся галактик, таких как галактика Андромеда, находящаяся на пути столкновения с Млечным Путем, привели к выводу, что слияние двух спиральных галактик приводит к образованию богатых пылью линзообразных галактик. Это открытие представляет собой отход от традиционной последовательности Габбла. Эти богатые пылью линзообразные галактики, образовавшиеся в результате слияния, имеют большие центральные области (сфероиды) и большие центральные черные дыры по сравнению с начальными спиральными галактиками.

И наоборот, бедные пылью линзообразные галактики эволюционируют иначе. Они медленно накапливают газ и вещество из окружающей среды, что гравитационно возбуждает их диск, приводя к образованию спиральных рукавов и подпитывая звездообразование. С течением времени этот процесс трансформирует их структуру и форму, как это наблюдается при переходе от гладких желто-оранжевых кругов к галактике с четкими голубыми спиралями.

Почему это важно

Последствия этих открытий распространяются и на нашу галактику. Миллиарды лет назад Млечный Путь мог быть бедным, невнятным образованием, лишенным спиральной структуры, пока он не поглотил материю и карликовые галактики, в конце концов став тем спиральным домом, который мы знаем сегодня. Однако ожидаемое воссоединение с Андромедой через 4-6 миллиардов лет может быть бурным, хотя учёные считают, что оно будет иметь минимальные последствия для большинства звездного населения обеих галактик.

Вдобавок, дальнейшее слияние пылевых линзообразных галактик, в конце концов, приводит к потере их дисков, в результате чего образуется галактика эллиптической формы – вопреки ранее распространенному мнению. Эллиптическая галактика быстро теряет холодный газ и пыль, в конце концов превращаясь в сферическую галактику.