Законопроект, предложенный Президентом, называется "Об особенностях государственной политики по обеспечению государственного суверенитета Украины над временно оккупированными территориями в Донецкой и Луганской областях". И речь там об интересном. Что логично, если вспомнить, как долго и кулуарно носились с текстом этого законопроекта.

Россия осуществляет вооруженную агрессию

Документ фиксирует что Российская Федерация является инициатором вооруженной агрессии против Украины и оккупантом части украинской территории. Там перечислены инструменты, которые использовала страна агрессор для оккупации: от "ихтамнетов" из регулярной российской армии до спонсируемых РФ боевиков. Там зафиксированы регулярные нарушения мирных договоренностей, которые заключались в течение всех лет конфликта. Также организуемые и стимулируемые Россией. Все это не дает никаких оснований для претензий России на временно оккупированные территории. Следовательно, Украина имеет полное право на восстановление своей территориальной целостности. Из чего следует следующий пункт:

В Украине больше не АТО

Еще раз: Украина больше не проводит антитеррористическую операцию. Украина принимает меры по обеспечению национальной безопасности и обороны, сдерживанию и отпору российской вооруженной агрессии в Донецкой и Луганской областях. Агрессора признали агрессором, которому Украина имеет право дать отпор. Наконец-то.

Минские договоренности – в приоритете. Но давать отпор все равно надо

Документ закрепляет приоритетность выполнения положений Минских договоренностей касаемо безопасности. Но для обеспечения национальной безопасности и обороны, сдерживания и отпора российской вооруженной агрессии в Донецкой и Луганской областях Украина имеет право привлекать личный состав Вооруженных сил Украины со всем, что им необходимо для работы. Включая оружие, технику, транспорт и другие достижения цивилизации. Более того, привлекать можно не только силы ВСУ, а и силы других военных формирований. Со всем, что будет им необходимо. И все это – на правовых основаниях.

Украина не отвечает за действия оккупантов

Законопроект определяет, какие территории являются временно оккупированными и кто определяет их границы. И подчеркивает, что деятельность российских военных и оккупационной администрации РФ является незаконной, а любой изданный в связи с такой деятельностью акт является недействительным и не создает правовых последствий. Также определено, что Украина не несет ответственности за противоправные действия государства-агрессора и ее приспешников на оккупированных территориях. Что, теоретически, вполне логично и определяется международным законодательством, но пусть лучше национальное законодательство в очередной раз это зафиксирует.

Кроме того, документ предусматривает, что Украина будет внимательно следить за всеми нарушениями, которые совершают представители страны-агрессора и их приспешники, и тщательно все фиксирует. Чтобы потом привлечь Россию к ответственности за все скопом.

Право собственности – превыше всего

Что бы не случилось – за физическими и юридическими лицами сохраняется право собственности и другие вещественные права на имущество, в том числе на недвижимое имущество, включая земельные участки, расположенные на временно оккупированных территориях. Если они получили его в соответствии с действующим законодательством Украины.

Все нарушения Украина внимательно отслеживает и фиксирует, так как мы помним о привлечении к ответственности.

Объединенный оперативный штаб ВСУ – главный

Ему подчинены силы ВСУ и все-все-все, кого привлекают к осуществлению мероприятий по обеспечению национальной безопасности и обороны, сдерживанию и отпору российской вооруженной агрессии в Донецкой и Луганской областях. Он осуществляет планирование, организацию и контроль выполнения всех поставленных задач и контролирует военно-гражданские или военные администрации в Донецкой и Луганской областях по вопросам национальной безопасности и обороны.

Если такие администрации, конечно, будут созданы. Некоторые особенности их внедрения и функционирования также уточнены в заключительных положениях документа. Как и еще ряд положений, которые уточняют закон о введении военного положения.

Также документ подчеркивает, что въезд-выезд людей, перемещение товаров на временно оккупированных территориях осуществляется через контрольные пункты в порядке, определенном с учетом ситуации с безопасностью начальником Объединенного оперативного штаба Вооруженных Сил Украины по согласованию со Службой безопасности Украины и центральным органом исполнительной власти, который обеспечивает формирование и реализует государственную политику по вопросам временно оккупированных территорий. Отдельно напоминается, что перевозка контрабанды – не благословляется и может караться в соответствии с действующим законодательством Украины.

Все остальное – остается в рамках, прописанных в Законе "Об особом порядке местного самоуправления в отдельных районах Донецкой и Луганской областей". Который другим представленным президентом законопроектом предлагается продлить еще на год. Этот документ касается создания условий для мирного урегулирования ситуации на временно оккупированных территориях в Донецкой и Луганской областях (о введении миротворцев там тоже вспоминают). Но его положения могут быть реализованы только после того, как вступит в силу законопроекта об особенностях государственной политики по обеспечению суверенитета Украины над временно оккупированными территориями.

В целом, текст документа выглядит многообещающим и позитивным. Вероятность того, что он будет принят – тоже высокая. Вопрос в другом. В том, как он будет реализован в полевых условиях временно оккупированных территорий. Текущий состав уже принимал документы, которые давали вполне реальные основания для оптимизма. Однако пока написанное на бумаге не всегда совпадало с реальностью.