Такое мнение высказала адвокат Надежда Кириенко.
"Лоцманы ждут обучения с мая текущего года! Это люди, которые не работают, потому что им обещают, что они будут учиться. "Дельта-Лоцман" взяла на себя обязательства — это реальный пример, когда подписаны договоры на обучение, поданы заявки. Но с мая по ноябрь света в конце тоннеля не видно. Нет другого предприятия в Украине, которое может обучать и стажировать. Вот вам монополия на практике", — отметила Кириенко.
По ее словам, все действия монополиста по блокированию подготовки новых кадров и стажировке существующих связаны с намерением не допустить конкуренции на рынке в преддверии приватизации.
"Они воспринимают других лоцманов, как конкурентов. Но это общая акватория. Давайте еще воздух делить — здесь можно дышать — здесь нельзя. Это яркий пример монополии: почему она может быть в определенных обстоятельствах и в определенных руках опасна. И они ничего не боятся потому что уверены — везде прикроют. А суд — это время, расходы. Поэтому злоупотребляют положением", — подчеркнула адвокат.
Заместитель гендиректора Ассоциации портов Украины "Укрпорт" Виктор Ильин считает нецелесообразным приватизацию "Дельта-Лоцман", а озвученную стоимость в 200 млн грн заниженной.
"200 миллионов — это очень маленькая цифра для такого предприятия. Ведь это все лоцманские подразделения всех портов и каналов Украины. Цена вопроса должна быть в несколько раз больше. "Дельта-Лоцман" достаточно богатая компания для своего развития, поэтому сегодня ставить вопрос о приватизации предприятия, которое приносит сотни миллионов прибыли вряд ли целесообразно. Приватизировав его — бюджет лишится крупной суммы доходов, так как пришедший частник будет заинтересован в другом направлении деятельности этого предприятия", — сказал Ильин.
В государственной службе по безопасности на транспорте сообщили, что никаких задержек по выдаче документов лоцманам со стороны Укртрансбезопасности нет. Остановка подготовки кадров произошла на уровне компании, которая проводит обучение. По мнению экспертов, если в Украине возникнет недостаток специалистов данного направления, это повлияет на приватизационную стоимость "Дельта-Лоцман".
"Наверное, есть конкретные лица или конкретные структуры, под которые готовится приватизация этого госпредприятия. А чтобы достаточно удачно приватизировать это предприятие нужно ухудшить его положение каким-то образом — как бы удешевить цену вопроса с тем, чтобы отдать этот высоколиквидный актив в частные руки нужным структурам", — резюмировал Виктор Ильин.
По мнению экспертов, приватизировать "Дельта-Лоцман" невозможно, поскольку компания также осуществляет диспетчерскую функцию — регулирует судоходство, что является прерогативой только госпредприятия.
Напомним, 27 сентября украинские лоцманы заявили о введении компанией-монополистом "Дельта-Лоцман" искусственных ограничений для специалистов данной сферы с целью их "привязки" к рабочему месту. Уволившихся лоцманов лишают удостоверений, позволяющих проводить суда к морским портам Украины. Среди специалистов, потерявших права на работу, люди с более, чем 15-летним стажем по проводке судов в припортовых акваториях Украины.