И хотя документ еще не вступил в силу, для увеличения пошлины есть все основания, уверен министр экономического развития и торговли Петр Порошенко. Ведь за последние три года из-за резкого роста доли автомобилей иностранного производства в Украине существенно сокращается производство отечественных автомобилей. В результате потеряно более 12 тысяч рабочих мест.
Когда ты говоришь "покупай украинское", ты должен создать для него конкурентные условия. Как и у иностранцев. Или даже, пусть бог простит, должны иметь определенные преимущества перед иностранцами. Там работают наши производители, они платят налоги, создают рабочие места. И сегодня это должно быть первым приоритетом государства, - говорит министр экономического развития и торговли Украины Петр Порошенко.
Чиновники будут развивать отрасль машиностроения
С целью исправить ситуацию в отечественном автопроме, чиновники разработали государственную программу развития отрасли до 2020 года. Согласно ей, через 10 лет Украина должна производить 774 тысяч автомобилей в год. Хотя, например, за 1 квартал текущего года было произведено только чуть более 19 тысяч автомобилей. Достичь таких результатов чиновники предлагают не только благодаря повышению пошлин на импорт автомобилей, но и льготному импорту оборудования для отрасли сроком на 5 лет. Чиновники планируют также стимулировать утилизацию старых авто.
70% внутреннего спроса предполагается покрывать за счет производства украинских автомобилей. И, конечно, вопрос уровня локализации: на сегодня он около 45%. А планируется довести до 55%. Путем налаживания производства авто комплектующих в Украине, - говорит директор "Укрпромвнешэкспертизы" Владимир Власюк.
Результаты могут быть недостижимы
Впрочем, по мнению импортеров, таких результатов с помощью повышения пошлин государству не достичь. Ведь тогда иностранным производителям будет проще продать свои авто где-нибудь в другом месте, чем в Украине. В результате отдельные марки машин в страну просто не будут завозить. Следовательно из-за снижения конкуренции могут даже вырасти цены на отечественные авто. О перспективе же переноса производства в Украине говорить просто рано, ведь внутренний спрос пока не превышает 200 тысяч авто в год.
Впрочем, по мнению импортеров, таких результатов с помощью повышения пошлин государству не достичь. Ведь тогда иностранным производителям будет проще продать свои авто где-нибудь в другом месте, чем в Украине. В результате отдельные марки машин в страну просто не будут завозить. Следовательно из-за снижения конкуренции могут даже вырасти цены на отечественные авто. О перспективе же переноса производства в Украине говорить просто рано, ведь внутренний спрос пока не превышает 200 тысяч авто в год.
Для того, чтобы построить завод, который будет нормально работать, не колеса прикручивать в сараях, а именно завод - с моторным производством, со всем сразу. Этот завод будет рентабельным, если он будет производить не менее 0,5 миллиона автомобилей в год. Но 0,5 миллиона - куда их деть в Украине? - спрашивает генеральный директор Ассоциации автоимпортеров Олег Назаренко.
Зато, по мнению эксперта, после повышения пошлины Украина рискует натолкнуться на встречные санкции государств мира. В частности, так отреагировать может Россия, куда Украина экспортирует около 30 тысяч автомобилей в год. Не останутся в долгу и страны ВТО, повысив в ответ пошлины на ряд важных экспортных товаров из Украины.
И, наконец, агитируя покупать отечественные автомобили, украинские чиновники должны были показать пример. Вместо этого, автопарк чиновников изобилует дорогими экземплярами автопрома класса люкс с объемом двигателя свыше 2 литров. Тогда как пошлины предлагается повысить на авто с меньшими объемами двигателя. То есть дополнительно обложить рассчитывают автомобили граждан со средними доходами.