Спад производства обусловили кризис и засилье импорта. Кроме того, не благоприятные налоговые и инвестиционные условия, подчеркивают участники рынка. Впрочем в правительстве готовят программу развития автопрома до 2020 года. Документом предусмотрено увеличение производства автотранспортных средств в свыше 1 млн. единиц. И чтобы достичь таких показателей, государство должно заинтересовать мировых производителей разместить производство именно на территории Украины.
"В этом году мы ожидаем, что доля импорта вырастет до 75%. Растут продажи, немножко улучшилось со средствами у населения, чуть началось кредитование автомобильное. Сразу начали обновлять парки, покупать автомобили. Но спрос покрывается не нашим производством, а импорт - около 75%. Показателя импорта подобному нет ни в одной стране мира", - говорит директор "Укрпромвнешэкспертиза" Владимир Власюк.
Кроме того, Украина имеет ряд преимуществ среди других стран - широкий рынок сбыта, дешевые трудовые ресурсы и выгодное географическое положение. Однако, несмотря на радужные планы относительно возрождения отечественного автопроизводства, сама транспортная отрасль страны остро нуждается в реформах. Украина все еще имеет развитую инфраструктуру железнодорожного, водного, автомобильного и авиатранспорта. Однако сегодня транспортный сектор в целом удовлетворяет только базовые потребности экономики и населения. Так, например, отечественные перевозчики пока не могут конкурировать с коллегами из стран Евросоюза. В частности, из-за несбалансированности спроса и предложения на рынке транспортных услуг по перевозке пассажиров и груза, неудовлетворительного состояния подвижного состава и объектов инфраструктуры.
"Обновление парка подвижного состава происходит очень медленно. По причине, в частности, такой как высокие процентные ставки банков по кредитам. В частности, на сегодня средневзвешенная процентная ставка по кредитам, которые предоставляют украинские банки, составляет 14%. Тогда как в странах ЕС такие кредиты предоставляются под 8% годовых", - говорит зав. отдела секторального экономики Нацинститута стратегических исследований Оксана Собкевич.
При этом, развитие транспортной отрасли тормозят и внутренние факторы, отмечают участники рынка. Это, прежде всего, забюрократизированные проверки на таможнях. Из-за них перевозчики простаивают до 60% рабочего времени. Кроме того, острой проблемой остается невозвращение предпринимателям НДС.
"Сегодня только 80% не возвращается НДС. Около 1 млрд. грн. сегодня должны перевозчикам налоговые службы. Которые задекларированы уже и поданы для возвращения. Мы не можем сделать обновление подвижного состава, нет оборотных средств. Автомобили находятся либо в лизинге, либо находятся в банках в залоге", - говорит президент АсМАП Леонид Костюченко.
Заметим, автотранспортная отрасль в Украине обеспечивает 13% ВВП, а стоимость основных средств производства составляет 35% от общей стоимости производственного потенциала страны. Учитывая это, государство вынуждено будет развивать транспортную отрасль опережающими темпами. Ведь без адекватно отлаженной логистики конкурировать даже с соседями будет крайне трудно.