Это значит, что греться, сжигая солому, опилки и другие биоресурсы, теперь можно не только дома, но и вполне превратив это в законный бизнес.
Народный депутат и соинициатор законопроекта Александр Домбровский накануне голосования за документ отмечал: должны создать законодательную основу для увеличения производства тепловой энергии из альтернативных источников и сделать его конкурентным.
В чем суть закона?
В Раде четко поняли (наконец!) — необходимо увеличивать использование собственных энергетических ресурсов. Но чтобы это направление развивать, нужно создать заинтересованность в таком бизнесе. А еще производители тепловой энергии из возобновляемых источников были поставлены в неравные условия с теми, кто использует газ.
Собственно, законопроект и предусматривает создание законодательной базы для конкурентного использования собственных энергетических ресурсов. А именно:
- передачу органам местного самоуправления полномочий по установлению тарифов и лицензированию хозяйственной деятельности по производству, транспортировке и поставке тепловой энергии из альтернативных источников;
- установление тарифов на тепловую энергию, вырабатываемую из альтернативных источников, на уровне 90% от действующего тарифа на тепло с газа для нужд бюджетных учреждений и населения.
Перспективы
Энергетический эксперт Офиса эффективного регулирования Алексей Оржель пояснил в комментарии сайту "24" суть нового закона: установить тариф на тепловую энергию, производимую из альтернативных источников. Основная задача — использовать источники украинского происхождения и не выводить за границу деньги за газ.
Логика такова, чтобы дать минус 10% рынка в природном газе. Решили, что минус 10% — это четко определенная стоимость, будущий инвестор может определить ближайший тариф на газ, или узнать его в обладминистрации, и соответственно получить в своей бизнес-модели будущую цену на тепловую энергию. Это также важный фактор,
— отметил Оржель.
Он напомнил — уже год как НКРЕКП не устанавливает тарифы, согласно закону о регуляторе это отнесено к полномочиям местной власти. А у них не всегда есть возможность и специалисты, чтобы это посчитать. Поэтому и было принято такое решение.
Оржель добавил: этот закон — первые шаги, чтобы заинтересовать инвестора.
По словам эксперта, все дело в том, что в регионах, где биомасса является более доступной, установленный законом процент даже больше, чем нужно. Например, если у вас лесоперерабатывающее предприятие через дорогу, вы можете закупать там биоэнергетическое сырье, которое они раньше просто утилизировали.
Для объектов, где нет биосырья, как Одесская, Кировоградская области, надо стимулировать использование соломы. А это более дорогое оборудование и больше проблем, хоть она и стоит дешевле: для заготовки здесь короткий срок времени, ее надо сушить, хранить. Поэтому там установленного тарифа может быть недостаточно,
— пояснил эксперт.
Но, подчеркнул Оржель, это первый шаг, и он будет работать там, где выгодно инвестору. Мы по этому индикатору сможем понять — где достаточно этого стимулирования, а где нет.
Риски
Председатель общественного объединения "Экспертная платформа по энергоэффективности" Игорь Черкашин менее оптимистичен. Он считает, что перед подписью этого закона в Петра Порошенко стоит спросить, почему в Украине нужно платить за тепло из биомассы 90% от тепла, получаемого из газа по вымышленному "рыночному" газовому тарифу?
"У нас "дрова" с соломой тоже через немецкий хаб будут закупать? Так, например, в Литве это соотношение на уровне 65-70%, и оно разное по разным городам. А учитывая вчерашнюю инициативу Президента отдать тарифообразование по теплу и воде на местные советы, то устанавливать такой процент — отраслевой протекционизм чистой воды. И не надо говорить, что это не только для биомассы, но и для других видов возобновляемых источников энергии. Других по теплу в стране просто нет", — отметил Черкашин.
По словам Алексея Оржеля, другими рисками и практическими проблемами может стать местная власть, что временами способна саботировать любые инициативы, в том числе — и энергетические, пытаясь получить какие-то политические дивиденды.
С ним согласилась и энергетический эксперт Мария Яковлева, отметив, что у нас часто "идея гениальная, а выполнение "народное", к которому народ не имеет отношения". Впрочем, по ее мнению, риски могут быть также во вторичном законодательстве, нормативных документах, которые будет разрабатывать Кабинет Министров или регулятор: риски часто рождаются там и искажают нормы закона.
Когда же первые результаты?
Если бы не сложилось с рисками, но для инвесторов принятый законопроект в любом случае уже положительный сигнал, считает Оржель.
15 апреля закончится отопительный сезон. Если для инвесторов эта величина является адекватной, они за лето подготовят проекты. И на выходе со следующего отопительного периода мы уже будем понимать, сколько новых, где их не хватает, где вовсе не было, потому что не хватает стимула,
— уточнил он.
Итак, большинство экспертов единодушны — производители тепла из альтернативных источников наконец получат законодательную возможность подключения в общенациональную сеть и поставки такого тепла потребителям. Если это произойдет — это будет рождение рынка тепла. У потребителей появится выбор по покупке тепла у того или иного производителя, чего на сегодняшний день нет.
Читайте также: Красный свет для "зеленой" энергетики: кто виноват и что делать