Об этом на своей странице в сети Facebook написал энергоэксперт, экс-замминистра энергетики и угольной промышленности Украины Сергей Чех.
"Вчера на общественных слушаниях НКРЭКУ предложила новое видение методологии внедрения стимулирующего регулирования. Речь шла о разделении баз активов и 3% доходности на старую базу на 16% на новую. Это – уже третий подход к этой реформе от регулятора. Но, к сожалению, он все еще далек от успешной европейской практикой. Основная проблема различных баз активов и ставок – ОСР не сможет в полном объеме и в необходимые сроки выполнить требования по сокращению SAIDI и технологических потерь. Сначала регулятор рассчитывал на ставку на "старую" базу в 1%. Этот подход получил сокрушительную критику от экспертов отрасли его впопыхах заменили на 3% и достижения SAIDI 13 лет", – отметил Сергей Чех.
По его оценкам, потребность в инвестициях в модернизацию распределительных электросетей в Украине до 2030 года – это сумма порядка 12,5 млрд. долл.
Любой экономический эксперт скажет, что привлечь такие средства при таких условиях – невозможно. Компания получит отрицательный денежный поток около трети оборота. При таких условиях рассчитывать на кредитование – наивность. Инвестиций в отрасль – не будет,
– подчеркнул эксперт.
Сергей Чех уверен: привлечь инвестиции в отрасль можно будет только при внедрении стимулирующего регулирования по европейской методологии – с начислением ставки доходности на уровне WACC в единую базу активов.
"Такая методология используется во всей Европе и позволяет привлекать средства на конкурентном инвестиционном рынке, обновлять электросети и выполнять требования регулятора для повышения показателей качества электроснабжения. Все представители облэнерго, принимавших участие в общественных обсуждениях единогласно говорили, что 3% на старую базу – совершенно недостаточно для обновления сетей", – отметил Сергей Чех.
Он также сообщил, что представители государственных облэнерго, в которые ФГМУ планировал привлечь инвесторов в рамках "большой" приватизации, также предлагали подход со значительно более высокой ставкой на "старую" базу, чем предложение Регулятора. Представители "Хмельницкийобленерго" отметили, что для реализации плана обновления сетей и сокращения уровня SAIDI ставка доходности на старую базу должна быть не менее 9%, а представитель "Черкассыобленерго" назвал показатель – 12.5%. Государственные "Харьковобленерго" і "Запорожьеобленерго" предложили госрегулятору ставку доходности – 15%.
По словам Чеха, госрегулятор не услышал позицию экспертов и представителей компаний, деятельность которых регулирует. И в итоге зафиксировал в протоколе заседания неприемлемые для них условия внедрения RAB-тарифа. "Складывается впечатление, что он принял эти условия исключительно для себя", – говорит Сергей Чех.
По словам Сергея Чеха, Экспертный совет при Министерстве энергетики уже неоднократно предоставлял регулятору расчеты, аргументы, почему методология с разделением баз активов – провальный вариант. А внедрение европейской модели – лучшее решение для украинского рынка.
Говорили о возможности привлекать кредиты, и о инвестпривлекательности страны, и о приватизации государственных активов. Снова призываю регулятора прислушаться к мнению участников рынка и экспертов. Нельзя в очередной раз проваливать реформу тарифообразования,
– резюмировал Сергей Чех.
Как ранее сообщалось, по словам финансового директора "Хмельницкоблэнерго" Вадима Данилкива, регулятор на общественных слушаниях, посвященных внедрению RAB-регулирования для операторов системы распределения, предложил методологию тарифа, который способствует занижению стоимость приватизации государственных облэнерго в 3 раза. Данилкив убежден, что облэнерго не сможет привлекать средства для обновления активов при норме доходности в 3%, так как банки не согласятся предоставлять кредиты при такой доходности.
Напомним, стимулирующее регулирование – это механизм тарифообразования на основе долгосрочного регулирования тарифов. Этот метод направлен на привлечение инвестиций для строительства и модернизации инфраструктуры сетей, передающих энергоноситель, и стимулирование эффективности расходов распределительных и поставляющих компаний.