Главная идея реформы жилищно-коммунального хозяйства, которую украинские чиновники пытаются провести уже не один год, заключается в том, чтобы избавить государство от ответственности за жилой фонд. Еще в 2009 году Верховная Рада в виде закона приняла программу, по которой до 1 января 2015 года должны быть созданы ОСМД в 70% жилого фонда, и управляющие компании (вместо ЖЭКов) в 80% домов.

Как пояснил в комментарии сайту "24" директор Института города Александр Сергиенко, реалии таковы, что вместо 45 500 ОСМД родилось только 16 500 (25% жилого фонда), о количестве управляющих компаний вообще нет никаких официальных сведений. В Киеве, самом богатом городе страны, в 12500 многоквартирных домах до 385 ОСМД. Вместе с домами ЖСК (911 единиц) они охватывают лишь 1/10 жилфонда и имеют просто множество проблем: с регистрацией, землеотводом, естественными монополиями и тому подобное.

Но государственные управляющие идею "оэсбибизма" в покое не оставили. И законом 417 "Об особенностях осуществления права собственности в многоквартирном доме" определили конечный срок создания или несоздания ОСМД — 1 июля 2016 года. А дальше — создали тот самый проект Закона о жилищно-коммунальных услугах, который имеет целью передать полномочия по уходу за многоквартирными домами управляющим, и объясняет, что это за "игроки". Сергиенко называет его "проектом жилищно-коммунального крепостничества".

Нововведения?

Каждое сообщество жильцов многоквартирного дома должно определиться с тем, кому доверить управление домом. Это может быть как действующий ЖЭК, который уже обслуживает дом, если его работа устраивает жителей. Или жители могут объединиться в ОСМД и доверить ему управлять своим жильем и обслуживать его. Или же можно нанять другого управляющего — компанию, которая специализируется на подобной деятельности. Причем, если жители до 1 июля ничего не решат, то местная власть будет иметь право назначить управляющего по своему усмотрению. Правда, даже на уровне столицы пока не существует списка предприятий и организаций, из которых можно выбрать себе управляющего.

Главные моменты:

— Вместо трех услуг — содержание домов и придомовых территорий, управление домами, ремонт помещений, зданий и сооружений, вводится одна жилая услуга — управление домом;
— Право на предоставление жилой услуги получают управляющие. В том числе и право формирования тарифов.

Ответственность сторон

По словам одного из инициаторов законопроекта о ЖКУ Алены Бабак, главный позитив законопроекта, что жители сами смогут определяться, кому доверить управление своим многоквартирным домом. С другой стороны, что отмечают эксперты — на поставщиков услуг по управлению домом возлагаются достаточно серьезные функции, при этом не выдвигается никаких требований к их квалификации и четко не очерчена их ответственность.

Никакие условия, по которым будут работать управляющие, не прописаны. Это должен был быть ряд подзаконных актов, требования к управляющему, типовой договор, штрафные санкции и тому подобное. А в законопроекте из штрафных санкций лишь то, что управляющий должен страховать свою ответственность. Это отсечет мелких хозяйственников, профессиональных управляющих, которые занимаются содержанием ОСМД, а только крупные строительные компании будут создавать свои "карманные" управляющие компании и смогут страховать,
— объяснил Сергиенко.

Руководитель "Управляющей компании союза собственников жилья Украины" Ольга Пальчикова-Козуб в комментарии сайту "24" также выразила убеждение, что такой подход к ответственности управляющих создает все условия для монополизации сферы ЖКХ.

Управленческие компании не ликвидировали, а реорганизовали. В результате — там сидят те же,
— уточнила она.

Более того, в законопроекте о ЖКУ неявно прописано, что государство теперь снимает с себя ответственность, и не будет проводить капитальный ремонт домов.

Там так и написано, что управляющий по отдельному договору может проводить капитальный ремонт за счет жильцов жилого дома, — отметил Сергиенко.

О ценах и тарифах

Законопроектом вводятся два новых тарифа: плата за "услугу управления" и "плата за клиентское обслуживание", остальное — дополнительный платеж ко всем коммунальным услугам. Плата за услугу управления также идет отдельно от платы за собственно содержание дома и прилегающей территории. Кроме того, если управляющий от лица жителей будет заключать договоры с водоканалом или теплокоммунэнерго, он будет получать "комиссионное вознаграждение", и не разово, а постоянно: она включается в цену за услугу управления.

Закон "Об особенностях осуществления права собственности ..." установил, что стоимость услуги управления устанавливается по соглашению сторон, то есть, с участием жителей. Проект закона о ЖКХ вносит существенное дополнение .. Теперь тариф на обслуживание "определяется на уровне цены, предложенной в конкурсном предложении победителем конкурса". Сергиенко отмечает, что вряд ли предложения будут в пределах разумного. Придется, условно говоря, выбирать между тарифом 100 и 101 гривна за квадратный метр.

При этом нардеп Бабак видит выход из ситуации в договоре с управляющим: должен быть обязательно кошторис, где будет четко прописано, какие именно услуги будет оказывать управляющий, их периодичность, объем и цена. Вопрос можно легко решить, если получатель услуги, то есть община дома, в договоре четко укажет, что не будет платить за услуги вне кошториса. Но, напомним, никаких подзаконных актов как типовые договоры и образцы хоть каких-то смет, пока не разработано.

На взгляд экспертов, законопроект о ЖКУ выглядит как попытка дожать жителей многоквартирных домов. Это эфемерная конструкция, которую пытаются одеть в реальность. А никаких конкретных механизмов, которые бы позволили эффективно взымать за жилье – нету, – подытожил Сергиенко.

Однако и скептики, и оптимисты соглашаются, что жилищно-коммунальные отношения таки меняются. Приспосабливаться придется всем участникам. Как именно – покажет время.

Читайте также: Монетизация льгот: что об этом надо знать каждому украинцу