Такое мнение на своей странице в Facebook высказал председатель Федерации металлургов Украины Сергей Беленький.
Он отметил, что в стране нет органа, который фактически контролировал бы деятельность монополиста, пишет Uaprom.
"Независимый регулятор – Национальная комиссия регулирования тарифов на транспорте, создание которого было предусмотрено ещё Коалиционным соглашением 2014 года, успешно похоронен до лучших времен. Независимый Набсовет, как понятный орган контроля деятельности государственной естественной монополии, до сих пор не сформирован, и никто серьезно не занимается его формированием. Руководитель УЗ временный, с приставкой и.о., постоянного никто и не планирует назначать. МЭРТ и Мининфраструктуры периодически меряются в судах амбициями порулить госмонополией, но наши судебные процессы могут быть весьма длительными, если никто не придает им нужного ускорения. По факту имеем якобы прямое подчинение УЗ коллегиальному органу - Кабмину, то есть никому персонально. Премьеру, первому и профильному вице-премьерам явно не до нюансов операционной деятельности УЗ. Наш славный АМКУ настолько неповоротлив, что ожидать от него прозрения без посторонней помощи, пожалуй, тоже не приходится", – перечислил глава ФРУ.
Он добавил, что при этом внутри самой УЗ есть несколько центров влияния, но нет четкой вертикали управления. "То есть ситуация запредельно мутная и абсолютно бесконтрольная", – констатировал С. Беленький.
Он подчеркнул, что любые попытки представителей крупнейших отраслей-грузоотправителей установить хотя бы общественный контроль за ключевыми параметрами деятельности монополиста расцениваются временным руководством УЗ как вмешательство в их внутреннюю кухню, ведь они якобы такой же субъект хозяйственной деятельности как и их клиенты.
"Госрегуляторная служба – чуть ли не единственный государственный орган пытающийся быть независимым арбитром между УЗ и бизнесом, но и он сильно ограничен в полномочиях. Пользуясь описанной выше атрофией важнейших функций органов власти и отсутствием внятной экономической политики государства, УЗ, фактически бесконтрольно, уже значительно повысила грузовые тарифы и планирует снова их повышать в самом ближайшем будущем", – заявил глава ФРУ.
Он добавил, что УЗ использует и косвенные рычаги создания дополнительных затрат грузовладельцев на миллиарды гривень - либерализация вагонной составляющей, уравнивание классов грузов и т.д. При этом все действительно компромиссные предложения по тарифообразованию в краткосрочной перспективе крупнейших бизнес-объединений (ФРУ, АСС, ЕВА) отвергнуты.
"Попытки ГРС согласовать с УЗ текст Меморандума о взаимопонимании между КМУ и бизнесом в сфере ж/д перевозок превращаются руководством УЗ в фарс. В итоге имеем максимально комфортные условия для временного высокооплачиваемого руководства одной единственной, по своей сути сервисной отрасли, на фоне общей стагнации экономики. Благо ситуация, искусственно созданного вокруг УЗ хаоса, пока что располагает. Достаточно достать из закромов предшественников красивые картинки, ничего не отрицать (да, есть коррупция, много коррупции, но она всегда была и до нас), демонстрировать якобы предельную открытость (до момента когда нужно что-то реально менять на основании этой информации) и полный вперед (ведь статистический срок службы даже постоянного руководства УЗ чуть более года)", – подытожил С. Беленький.